Актуальность данного инновационного проекта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем и здоровьеформирующем образовании, направленном на повышение эффективности и качества обучения, развитие личности и сохранение здоровья участников образовательного процесса посредством реализации принципов педагогической эргономики. Актуальность детерминирована обострением в педагогической практике следующих противоречий: между наличием научного эргономического обоснования образовательного процесса и недостаточным уровнем компетентности педагогических работников в вопросах здоровьесберегающего и здоровьеформирующего обучения в соответствии с принципами педагогической эргономики; значимостью проблемы создания здоровьеформирующей среды в учреждении для обеспечения разностороннего развития личности обучающихся и недостаточным информационным, учебно-методическим, дидактическим и материально-техническим обеспечением образовательного процесса с учётом эргономических требований; повышением качества образования и недостаточной дифференциацией учебных нагрузок на учащихся различных гетерогенных групп, ведущей к переутомлению, стрессам. Преимущества предлагаемой модели по отношению к уже используемым заключается в следующем: стояние за конторкой сглаживает основной негативный фактор, ухудшающий здоровье школьников – обездвиженность, является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза, атеросклероза, других заболеваний, связанных с обездвиженностью ребенка в школе; плотность двигательной активности на академическом уроке возрастает до 80 – 85% (при традиционном режиме за партой – лишь 10 –18%); организация учебного процесса на основе двигательного компонента увеличивает жизнестойкость организма ребенка в 2 – 3 раза; дети реже болеют, снизились показатели по диспансерным больным; уменьшилось количество детей, имеющих низкий уровень общей физической подготовки, и детей с развитием осанки ниже нормы; у обучающихся возрос уровень мотивации, интерес к предметам; повысился уровень воспитанности; мальчики добиваются больших успехов в обучении, если учатся отдельно от девочек; у детей и подростков, занимающихся за конторками, проявления нервно-психических срывов, агрессии, драк – в 5 – 6 раз меньше, нежели в классах, работающих в традиционном режиме за партой.
Предлагаемая модель базируется на принципах педагогической эргономики, как и все здоровьесберегающие технологии доктора медицинских наук, профессора В.Ф.Базарного, а именно:
1. принцип безопасности образовательного процесса, организованного в режиме смены динамических поз обучающихся с использованием ростомерной мебели с наклонной поверхностью, парт и конторок, которые позволяют сохранять и укреплять телесную вертикаль как основу энергетики человеческого организма, здоровой жизнедеятельности;
2. принцип комфортности, обеспечивающий гармоничное развитие субъектов образовательного процесса посредством разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, воздействующих на процесс внимания и скорость реакции, формирование чувства общей и зрительной координации, расширение зрительных горизонтов, развитие творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на учебных и факультативных занятиях по всем предметам с использованием специальных тренажёров;
3. принцип надежности, направленный на обеспечение безотказности функционирования образовательного процесса путем использования средств обучения, развивающих в тесной взаимосвязи естественные психические и физические процессы путем переключения зрения с ближнего на дальнее, формирования шагового логоритма при чтении текста, использования каллиграфического письма перьевой ручкой, «бескнижного чтения» и хорового пения, основанного на народных песнях и классической музыке;
4. принцип психофизиологической адаптивности предполагает создание конструктивной учебно-предметной среды и всех ее компонентов на основе естественных психофизиологических методов и приемов, позволяющих исключить формирование у детей шизоидной психической конституции, раннюю потерю зрения и активизировать фундаментальный биогенетический механизм, формирующий в человеке его человеческую сущность;
5. принцип хронометрических соответствий в учебной деятельности предполагает разумное сочетание внешнего вмешательства с внутренними тенденциями (системами) субъекта образовательного процесса с целью активизации его природного потенциала и организации самоупраляемого развития на основе осознанной природосообразной флуктуации;
6. принцип эстетичности предполагает использование природосообразных способов обучения, посредством которых дети, совместно с педагогами и родителями, созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду, развивая эстетический вкус и нравственно-эстетические качества личности. Принципы педагогической эргономики, связанные с педагогическим воздействием, являются интегративными: их соблюдение обеспечивает человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни.
В основе предлагаемой модели: схема взаимодействия всех участников образовательного процесса, социальных партнеров образовательного учреждения – учреждений культуры, здравоохранения, физкультурных учреждений, правоохранительных органов) по организации здоровьесберегающей, безопасной для обучающихся среды; учет всех педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий, необходимых для реализации технологий здоровьесбережения и коррекции отклонений здоровья в соответствии с индивидуальными показателями здоровья обучающихся; обоснование необходимой базы для обеспечения организации учебного процесса, направленного на минимизацию риска для здоровья в процессе обучения, предотвращающего формирование дезадаптационных состояний обучающихся (переутомления, гиподинамии, стрессов, формирования различного вида зависимостей, в том числе алкогольной, наркотической, никотиновой, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций); описание материально-технического и информационного обеспечения воспитательной работы с обучающимися и их родителями; научно-методическое обеспечение, в т.ч. профилактические, здоровьесберегающие программы, реализуемые с использованием компьютерных технологий (электронные диагностические программы по выявлению тревожности у обучающихся начальной школы, диагностике выявления эмоциональной напряженности, исследованию мотивации одобрения, исследованию самочувствия, активности и настроения, исследованию уровня субъективного контроля, диагностике уровня познавательной сферы, исследованию патохарактерологических особенностей подростков (склонность к риску, суициду, депрессии, алкоголизации и различным формам девиантного поведения), выявлению мотивации потребления алкоголя и психоактивных веществ, а также электронные методические пособия); научно-методическое сопровождение информатизации в образовательном процессе, предусматривающее минимизацию рисков отрицательного воздействия использования комплекса технических средств на здоровье обучающихся.
При разработке модели учтены ресурсные возможности учреждений общего среднего образования в зависимости от их локализации (мегаполис, областной, районный центр, сельская местность, состав обучающихся интегрированных классов и т.д.). Предлагаемая модель организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики выступает как специфическое отношение между субъектами и концептуальной схемой, то есть системой конкретных научных представлений. Главным признаком данной модели является то, что она представляет некоторую четкую фиксированную связь элементов, отражающих внутренние, существенные отношения реальности. Психолого-педагогическая модель организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики имеет многоуровневую структуру, которая включает: ценности, цель, задачи, принципы педагогической эргономики, функции, аспекты, интерактивные формы, ожидаемые результаты. При этом специфичность предлагаемой модели состоит в том, что на определенных подуровнях предусматривается взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Философско-этической основой предлагаемой модели являются базовые общечеловеческие ценности: гуманизм, труд, социальное благополучие, человеческое достоинство, здоровье, гармония человека и окружающей среды.
Структура модели представляет собой систему, в основе которой находятся субъекты образовательного процесса: обучающиеся, родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся), педагоги, руководители учреждения образования.
Реализация предлагаемой модели предусматривает следующие ценности, структурированные в соответствии с теоретически обоснованными субъектами данного процесса: обучающиеся – осознание ценности своего здоровья, необходимости профилактики нарушений; родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) – осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок в плане охраны здоровья ребенка; педагоги – создание системы ценностей обучающегося; руководители учреждения образования – достижение соответствия между декларируемыми и реально-действующими условиями системы здоровьесбережения ребенка и педагогической эргономики.
Цель реализации данной модели – сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики. Достижение цели предполагает решение теоретически обоснованных задач, классифицированных с позиций субъектов этого процесса: обучающийся – осознание важности здорового образа жизни и активно-познавательное стремление к реализации, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни; родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) – удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение ребенка в режим саморазвития, самовоспитания; педагоги – сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы педагогической эргономики; руководители учреждения образования – создание условий для организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономике.
Центральное положение модели занимают принципы педагогической эргономики: безопасности; комфортности; надежности; психофизической адаптивности; хронометрического соответствия; эстетичности, или дидактического дизайна. Каждый из представленных принципов имеет научное обоснование и перспективные направления работы, реализуемые через функции, классифицированные с позиций субъектов данного процесса:
Обучающиеся – самореализация (овладение системой научных знаний, умений и навыков и их практическое применение во взаимодействии с природой и людьми для удовлетворения потребности в самореализации); родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) – воспитательная (создание благоприятных условий для развития нравственно-эстетических качеств личности) и психофизиологическая (выявление и удовлетворение истинных потребностей ребенка, восстановление интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил, формирование умений и навыков сохранения и укрепления здоровья);
педагоги – образовательная и нравственно-эстетическая (создание условий для интеллектуально-творческого развития личности обучающихся посредством освоения системы научных знаний, умений и навыков и их практического применения; развитие нравственно-эстетических качеств личности при взаимодействии с окружающим миром); руководители учреждения образования – организационно-конструктивная и психотерапевтическая (обеспечение безопасности, комфортности и надёжности образовательного процесса, оптимизация инфраструктуры учреждения; гармонизация межличностных отношений).
В модели выделяются четыре основных аспекта, классифицированных с позиций субъектов процесса реализации принципов педагогической эргономики: личностный, командный, образовательный, деятельностный.
С позиций учащихся приоритетным является личностный аспект. Личность формируется посредством обретения культуры, поэтому культурно-оздоровительная деятельность всегда приобретает личную значимость. Необходимо, чтобы процесс обучения и воспитания был направлен на цель, которую определил сам участник образовательного процесса. Для этого важно уточнить значение деятельности, которая затем будет направлять его к цели.
С позиции родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) важным аспектом является командный. Равноправная командная работа, при которой все субъекты находятся в изменяющемся социокультурном контексте, позволит включить семью в процесс сохранения и укрепления, а в некоторых случаях, и коррекции здоровья ученика.
С позиций педагогов этого процесса ведущим обоснован образовательный аспект. Роль ученика рассматривается как постоянное участие в процессе обучения, воспитания, социального развития, что чаще всего приводит к новой организации образовательного процесса. Субъекты стремятся использовать новые знания. Эффективность педагогической эргономики становится последствием наиболее органичного синтеза взаимодополняющих аспектов специального знания, теории, инновационных методик и реально достигнутых результатов.
В позиции руководителей учреждений образования главным является деятельностный аспект. Субъекты процесса сохранения и укрепления здоровья обучающегося постоянно вовлекаются в различные ситуации (в образовательных учреждениях, медицинском учреждении, социальной службе, общественном объединении и т.п.). Именно руководитель образовательного процесса, выяснив потребность в тех или иных знаниях, может выступить организатором дополнительного обучающего курса для группы обучающихся, педагогов, родителей и т.п., на базе учреждения образования. Участникам образовательного процесса предлагаются те виды полезной деятельности, конечный продукт которых можно использовать в конкретных условиях. Через деятельность обучающиеся вовлекаются в процесс формирования и развития социальной жизни, активно участвуют в ней. Реализация инновационного проекта по внедрению модели организации образовательного процесса учащихся на принципах педагогической эргономики позволит систематизировать работу учреждения образования по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.
Необходимыми условиями для эффективного внедрения принципов педагогической эргономики являются:
достаточный квалификационный уровень педагогических работников учреждения образования;
сотрудничество с учреждениями здравоохранения;
достаточная материально-техническая и учебно-методическая база.
Алгоритм внедрения состоит из следующих этапов: подготовительный, цель которого - создать систему управления образовательным процессом, обеспечивающую эффективные условия для реализации инновационного проекта;
практический, цель которого - реализация модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики; обобщающий, цель которого - анализ полученных результатов, оценка опыта работы.
Необходимым условием подготовительного этапа являлась оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности, издание приказа по школе об инновационной деятельности, определяющего участников инновационной деятельности и функциональные обязанности, организация взаимодействия с научным руководителем проекта, другими участниками проекта.
Второй этап включал организацию работы по выполнению планов инновационной деятельности, ведение дневников педагога-инноватора, самообразование по теме инновационной деятельности, сотрудничество с научным руководителем проекта, консультирование по инновационной деятельности, разработку дидактических материалов по освоению предметных знаний в соответствии с принципами педагогической эргономики
На завершающем этапе были подготовлены аналитические отчеты по результатам инновационной деятельности, обобщен опыт работы, оформлены материалы, подготовлены методические рекомендации.
Критерии и показатели оценки эффективности процесса и результатов инновационной деятельности следующие: мотивация учения, включающая структуру мотивов учебной деятельности обучающихся по учебным предметам; учебные достижения обучающихся по учебным предметам, включающие уровень обученности обучающихся по учебным предметам; повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников, основанный на уровне компетентности педагогов в области педагогической эргономики, умении проектировать и проводить учебные занятия в соответствии с эргономичными требованиями; умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья, основанные на умении и навыках по сохранению и укреплению здоровья, раскрепощенности психомоторной и речемоторной функций; психофизиологическое здоровье обучающихся, определяемое уровнем тревожности, стрессоустойчивостью, агрессивностью, самооценкой, концетрацией внимания (степень утомляемости, продуктивность работы в начале и в конце дня); физическое здоровье обучающихся, определяемое состоянием опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем, органа зрения; удовлетворение образовательных запросов обучающихся, выраженное в удовлетворенности обучающихся процессом и результатами обучения, отношением педагогов, администрации, родителей обучающихся к нововведению.
Мониторинг и коррекция деятельности образовательного процесса в условиях инновации заключался в организации проведения медицинского обследования узкими специалистами на начальном, промежуточном и заключительном этапах реализации инновационного проекта, позволяющая фиксировать положительную или стабильную динамику состояния здоровья обучающихся; психодиагностическая деятельность, позволяющая фиксировать положительную или стабильную динамику психо-физиологического здоровья обучающихся.
Анкета, опрос, внутренняя и внешняя экспертиза участников образовательного процесса, позволяющая выявить положительную или стабильную динамику удовлетворения образовательными запросами.
На основе анализа данных, полученных в ходе мониторинговых измерений, сделаны следующие выводы: у учащихся сформировано осознание ценности своего здоровья, у родителей осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок в плане сохранения и улучшения здоровья своего ребенка. В результате инновационной деятельности наблюдается повышение профессионального уровня педагогов через создание системы ценностей педагогической эргономики учащихся.
Проводимые в ходе реализации инновационного проекта мероприятия для учащихся способствовали формированию положительной мотивации к учёбе, доверительных отношений с педагогами, развитию коммуникативных навыков, повышению самооценки, реализации личностных потребностей и интересов, что подтверждено проведённым опросом, в котором 100% учащихся удовлетворены качеством реализации инновационного проекта.
Анализ результатов инновационной деятельности позволил сделать следующие выводы:
Инновационная деятельность в учреждении образования является одной из важнейших составляющих работы педагогического коллектива, чем создаются конкурентные преимущества, высокая мотивация кадров и условия для повышения качества образования.
Получены положительные результаты по всем направлениям инновационной деятельности. Двухлетний опыт инновационнойработы подтвердил актуальность иценность темы для современного образовательного учреждения.
По итогам работы над инновационным проектом сформирована структура управления, система организации занятий учащихся. Созданы организационно-педагогические условия, обеспечивающие учащимся возможность индивидуализировать свое обучение и развитие. Педагоги-инноваторы являются активными участниками научно-практических конференций, обобщают и распространяют свой опыт в выступлениях. Все это обеспечило положительную динамику результатов инновационной деятельности. Возвращаясь к критериальным показателям ожидаемых результатов, необходимо отметить, что инновационный проект по заявленной теме остается актуальным, перспективным и результативным.