Психологическое насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности, а также вызывающее у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности его эмоциональное развитие.
К психологическому насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:
преднамеренная физическая или социальная изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального физического и социального общения, отвержение любви;
использование оскорблений, обидных прозвищ и унижение достоинства ребенка;
игнорирование потребностей ребенка;
«торговля запретами»;
терроризирование, т.е. поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы, неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;
открытое неприятие и постоянная критика ребенка, вербальные угрозы в его адрес, брань, издевки, пристыживание;
запугивание наказанием;
использование ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому);
предъявление к ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться;
моральное разложение, привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков);
ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
однократное или многократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
частые конфликты в семье;
непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку.
Наиболее часто встречающимися последствиями психологического насилия над детьми являются:
задержки в развитии ребенка, умственном, эмоциональном, иногда даже речевом;
отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;
угроза адекватному развитию познавательных процессов и адаптационных способностей;
ранимость, снижение способности к самоуважению;
развитие социальной беспомощности, т.е. ребенок легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться сверстниками;
импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
низкая самооценка и повышенная тревожность;
неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;
трудности в общении со сверстниками;
агрессивность;
неспособность принимать решения самостоятельно;
неспособность постоять за себя;
нездоровое представление о модели воспитания детей;
привыкание к тому факту, что насилие по отношению к нему оправданно;
жестокость и озлобленность на окружающих;
сложность в построении отношений;
недоверие к окружающим;
постоянный стресс, страх, ожидание опасности, предательства или подвоха со стороны любого человека;
склонность к суициду;
проявление агрессии и жестокости к тем, кто слабее;
склонность к ведению неподобающего образа жизни: алкоголизм, наркомания, проституция, преступность;
неспособность предъявить адекватные требования к себе и окружающим.
Особенности поведения ребенка, свидетельствующие о применении к нему психологического насилия:
эмоционально невосприимчив, равнодушен;
грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
сосет пальцы, монотонно раскачивается;
замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
«приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
не проявляет интереса к играм;
испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
имеет ночной и/или дневной энурез (недержание мочи);
высказывает психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, говорит о том, что ему плохо и т.д.;
имеет замедление физического и общего развития.
Психологические характеристики родителей, которые совершают насилие:
многие из таких родителей в детстве сами подвергались насилию;
не осознают своих потребностей, не могут опознать эти потребности в других, не способны интегрировать эти потребности;
в момент стресса озабочены лишь своим состоянием;
воспринимают ребенка, как объект;
относятся к ребенку, как к собственности;
предъявляют к ребенку свою систему ожиданий (например, когда говорят ребенку: «Успокойся», а ребенок продолжает плакать, взрослый воспринимает это как проявление враждебности и намеренное сопротивление);
имеют низкую самооценку;
импульсивные, агрессивные родители;
родители, которые получили военизированное воспитание (дети военных, милиционеров);
родители, подверженные религиозным культам.
На что обращать внимание при беседе с родителями (маркеры возможного психологического насилия):
негативная установка по отношению к педагогам, психологам, занятиям по профилактике насилия, агрессивное отрицание, высмеивание превентивной работы, а также пассивность и уклонение от обсуждения проблемы безопасности детей;
открытое высказывание насильственных, пренебрежительных или дискриминационных установок с апелляцией к агрессивным «традициям» семейного воспитания и своему собственному детскому опыту;
постоянная критика и выражение враждебности по отношению к ребенку, перекладывание на него ответственности за собственные неудачи;
внешняя неопрятность, несоблюдение норм общения при беседе со специалистами и другими родителями, а также иное поведение родителей, указывающее на наличие проблем в сфере психического здоровья;
отсутствие беспокойства за жизнь и здоровье ребенка;
отсутствие внимания, ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т.д.).
Задачи, стоящие перед специалистом, оказывающим помощь ребенку, пострадавшему от насилия:
уменьшение и ликвидация травматических переживаний;
разрушение обстановки секретности совершаемого насилия;
уменьшение у ребенка чувства стыда, вины, бессилия;
помощь в укреплении чувства собственной значимости;
формирование новых поведенческих установок;
обучение самостоятельности;
формирование навыков взаимодействия с окружающими людьми, умения обращаться за помощью;
развитие восприятия ребенком собственного организма, самоопределения.
Важно подвести ребенка к пониманию того, что забыть произошедшее нельзя, но жить с этим в новом качестве можно.
Если ребенок говорит Вам, что подвергается психологическому насилию:
Постарайтесь оставаться спокойными.
Установите зрительный контакт при разговоре с ребенком.
Поверьте ему. Ребенку незачем лгать о пережитом издевательстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, со всеми подробностями.
Не осуждайте его. Ведь насилие совершил другой человек, а пострадал ребенок.
Скажите ребенку, что в недостойном по отношении к нему обращении виноват не он, а тот человек, который допустил такое обращение.
Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, проявив понимание и сочувствие. Приоритетным шагом является не немедленный и обильный сбор информации, а выслушивание ребенка.
Убедите ребенка, что он был прав, заговорив с вами о случившемся.
Не преуменьшайте его боли. Не говорите, что ничего страшного не случилось.
Не отвергайте его: если вы осудите его, то это нанесет ему более глубокую рану, чем само насилие.
Скажите ребенку, что вы сожалеете о том, что произошло и хотите ему помочь.
Важно позволить ребенку эмоционально расслабиться, высказаться, проявить к ребенку заботу, показать его значимость и только потом принять решение по поводу дальнейших действий.
При выявлении признаков (факторов) насилия над ребенком, необходимо действовать в соответствии с «Алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних».