РУС БЕЛ ENG

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

03.04.2024
Цель и этапы профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития

Целью профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития является удовлетворение интересов общества, государства и личности учащихся в обеспечении возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, склонностям, способностям, а также потребностям рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.

Этапы достижения данной цели (Приложение 1) определяются с учетом:

ступеней общего среднего образования и общих задач профессиональной ориентации на каждой из них;

требований образовательного стандарта «Специальное образование (Основные нормативы и требования)»;

особенностей организации и содержания трудового обучения учащихся с особенностями психофизического развития в рамках образовательных программ специального образования: образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Проведение подготовительной (пропедевтической) работы по обеспечению профессионального выбораобщая задача профессиональной ориентации на I ступени общего среднего образования с учащимися, имеющими нормативное развитие, и с учащимися с особенностями психофизического развития, осваивающими

образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования.

Применительно к специальным общеобразовательным школам (школам-интернатам) на II ступени общего среднего образования образовательный стандарт «Специальное образование (Основные нормативы и требования)» определяет требование формирования профессиональных намерений, составляющих основу для профессионального самоопределения учащихся. Представленные в Приложении 1 задачи обеспечения предварительного (первичного) профессионального выбора и практического принятия решения о выборе профессии и путях ее получения не противоречат данному требованию, но учитывают возможность продолжения образования в учреждениях профессионально-технического или среднего специального образования. Предполагается, что для многих учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и других категорий учащихся с особенностями психофизического развития выбор продолжения образования в учреждениях профессионально-технического образования может оказаться предпочтительным.

С учетом предварительности (первичности) профессионального выбора (II ступень) на III ступени общего среднего образования ставится задача уточнения (корректировки) этого выбора. Задача же обеспечения практического принятия решения о выборе профессии и путях ее получения раскрывает определенную Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь задачу построения учащимися личной профессиональной перспективы.

С учетом особенностей умственного развития и замедленности процесса усвоения социального опыта учащимися с интеллектуальной недостаточностью задача проведения с ними подготовительной (пропедевтической) работы по обеспечению профессионального выбора фактически решается при обучении не только в I–V, но и VI–VIII классах. Однако в данный период трудового обучения за счет его большого объема (не менее 6 часов в неделю) становится возможным не только повышение уровня предварительной подготовки к осуществлению профессионального выбора, но и обеспечение практически-действенного освоения разных видов труда в рамках действующей учебной программы. Далее (при обучении в IX–X классах) принимается во внимание возможность получения последующей профессиональной подготовки в XI–XII классах первого отделения вспомогательной школы либо учреждениях профессионально-технического образования.  

Результатом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение – состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии.

 

 

 

 

Содержательная характеристика подготовки учащихся с особенностями психофизического развития к профессиональному самоопределению

 

Подготовка к профессиональному самоопределению учащихся, осваивающих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования (учащихся с нарушениями зрения, нарушением слуха, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями психического развития (трудностями в обучении), тяжелыми нарушениями речи)

I ступень общего среднего образования (IIV (V) классы)

Проводится работа в области профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания, содержание которой фактически является общим с профориентационной работой с учащимися, имеющими нормативное развитие.  У учащихся формируются элементарные представления о профессиональном труде, раскрывается общественная необходимость труда, воспитываются положительное отношение к труду, потребность быть полезным людям.  

На учебных занятиях по предмету «Человек и мир», литературному чтению, трудовому обучению и по другим учебным предметам, в процессе внеучебной деятельности (экскурсий, бесед, встреч, занятий кружков) у учащихся формируются: представления об областях профессиональной деятельности, о многообразии профессий; начальные знания о массовых профессиях (название профессии, назначение профессии и основные функции (обязанности) ее представителя, результаты труда, возможные места работы работника данной профессии, проявляемые качества (на конкретных примерах наблюдений, литературных текстов).

На учебных занятиях по трудовому обучению, в процессе самообслуживания и хозяйственно-бытового труда в учреждении образования и в домашних условиях, общественно полезного труда в учреждении образования (в т. ч. на пришкольном учебно-опытном участке) учащиеся овладевают доступными трудовыми навыками и умениями, приобретают привычку к систематическому труду, приучаются к ответственности за его результаты.

Содержание работы, которая проводится в процессе учебных занятий,  согласуется с учебными программами и определяется главным образом содержанием учебных пособий для учащихся общеобразовательной школы (по которым образовательным стандартом «Специальное образование (Основные нормативы и требования)» предусмотрено обучение учащихся с особенностями психофизического развития) и имеющим близкое к ним содержание учебных пособий для специальных общеобразовательных школ. 

Особо необходимо иметь в виду общее с общеобразовательной школой содержание трудового обучения в рамках образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и то обстоятельство, что в классах интегрированного обучения и воспитания уроки трудового обучения с учащимися с особенностями психофизического развития проводятся только в составе класса. При необходимости на этих уроках к ним применяется индивидуальный и дифференцированный подход.

В этой связи необходимо исходить из того, что специфика работы по профессиональному самоопределению учащихся с особенностями психофизического развития определяется не столько ее содержанием, сколько особенностями взаимодействия педагогов и учащихся и учащихся между собой. В классах интегрированного обучения и воспитания особо важно обеспечить это взаимодействие в процессе внеучебной деятельности. Учащиеся с особенностями психофизического развития включаются во все ее формы, в т. ч. в общественно полезный труд. При наличии объективно обусловленных ограничений (например, вследствие нарушений функций опорно-двигательного аппарата) они выполняют доступные им поручения.

        Освоение доступной трудовой деятельности – важнейшая составляющая подготовительной (пропедевтической) работы по обеспечению профессионального выбора на I ступени общего среднего образования.

II ступень общего среднего образования (V (VI)–IX(X) классы)

Для обеспечения первичного профессионального выбора продолжается работа в области профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания.  Раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, у учащихся расширяются представления о профессиональном труде, формируется успешный опыт практической деятельности и на этой основе мотивации достижения, повышается престиж рабочих профессий и на этой основе создается позитивный образ человека труда, формируются образовательные и профессиональные интересы и мотивы учащихся. Для этого, как и с учащимися, имеющими нормативное развитие, используются:

уроки трудового обучения;

уроки по общеобразовательным учебным предметам;

общественно полезный труд;

факультативные занятия;

занятия кружков;

профориентационные уроки и классные часы;

интерактивные беседы и лекции;

профориентационные игры;

встречи учащихся с представителями учреждений профессионально-технического образования и среднего специального образования, трудовых коллективов;

экскурсии в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, на предприятия;

профессиональные недели;

оформление выставок, фотовитрин, альбомов о профессиях;

конкурсы мультимедийных профессиограмм, составленных учащимися, и др.

Важнейшее значение имеет организация самостоятельного поиска учащимися профессиональной информации в печатных средствах массовой информации и в системе Интернет.

Содержание работы, направленной на решение задач профессионального самоопределения, в рамках образовательного процесса в целом не является специфичным. Необходимо исходить из общности содержания образования, которое на II ступени общего среднего образования имеет специфику лишь в рамках «Адаптивной физической культуры и здоровья» (учащиеся с нарушениями зрения и с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) и обучения языкам (учащиеся с тяжелыми нарушениями речи и учащиеся с нарушением слуха при обучении по учебному плану второго отделения специальной общеобразовательной школы (школы-интерната) для данной категории детей).

В то же время особое внимание следует уделить эффективности трудового обучения как важнейшей предпосылки подведения учащихся к выбору рабочей профессии. В этой связи рекомендуется также обеспечивать включение учащихся с особенностями психофизического развития в факультативные и кружковые занятия трудовой направленности, в т. ч. совместно с учащимися, имеющими нормативное развития.

В работе с учащимися с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха в рамках внеучебной деятельности проводятся воспитательные мероприятия профориентационной направленности, имеющие как общее (в особенности в классах интегрированного обучения и воспитания), так и специфичное содержание. Начинается их знакомство с предприятиями ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» и ОО Белорусское общества глухих». Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи и с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) в условиях образовательной интеграции включаются в общие профориентационные мероприятия.

С учетом возможности продолжения образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования проводится работа в области профессиональной диагностики, организуется профессиональное консультирование и оказывается психологическая поддержка. Определяются образовательные и профессиональные интересы и мотивы учащихся, проводится подготовка к осуществлению личностного выбора варианта трудоустройства или продолжения образования. 

Для решения задач профессиональной ориентации целесообразно применять компьютерные программные педагогические средства, рекомендованные Министерством образования для использования в учреждениях общего среднего образования, в т. ч. разработанные Республиканским центром профессиональной ориентации молодежи:

электронную профориентационную карту учащегося;

пакет психодиагностических методик «Профиль»;

компьютерный комплекс психологического, информационно-справочного сопровождения профессионального самоопределения школьников «Самоопределение»;

электронное пособие «Профориентолог» для информационно-методической и диагностической поддержки педагога-психолога в учреждении общего среднего образования для сопровождения профессионального самоопределения учащихся;

электронное пособие «Парад профессий» для информационно-методической помощи учащимся, педагогам-психологам, педагогам социальным, классным руководителям в подготовке учащихся к осознанному выбору профессии;

электронное пособие «Классный выбор», адресованное  классному руководителю;

электронное пособие «Уголок профориентации», включающее комплект информационно-справочных, наглядно-иллюстративных материалов профориентационной тематики и др.

Возможность и целесообразность использования указанных программных педагогических средств определяется отсутствием у учащихся интеллектуальной недостаточности, а также овладением  общей общеобразовательной подготовкой.

С учетом данных профессиональной диагностики, позиции родителей и других факторов обеспечивается профессиональное консультирование и практическое принятие решения о выборе профессии и путях ее получения учащимися IX(X) классов, поступающими в учреждения профессионально-технического или среднего специального образования. При выполнеии такого выбора нужно обеспечить понимание учащимися того, что он ни в коей мере не ограничивает возможности продолжения образования на уровне высшего образования.

III ступень общего среднего образования (X (XI)–XI (XII) классы)

Решение задачи уточнения (корректировки) предварительного (первичного) профессионального выбора и обеспечения практического принятия решения о выборе профессии и путях ее получения обеспечивается работой в области профессиональной диагностики, профессионального просвещения, трудового и профессионального воспитания, которая осуществляется с учетом возможности продолжения образования в учреждениях не только профессионально-технического и среднего специального, но и высшего образования, а также возможности организации и проведения допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся, в том числе на базе учреждений профессионально-технического образования.

Содержание подготовки к профессиональному самоопределению определяется, соответственно, задачами выявления образовательных и профессиональных интересов и мотивов, расширения представлений о профессиональном труде, формирования успешного опыта практической деятельности и на этой основе мотивации достижения, освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности в соответствии с интересами, склонностями и способностями каждого, формирования умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами (в т. ч. определяемыми запросами рынка труда), выработки собственной жизненной позиции на этапе профессионального выбора и проектирования успешной карьеры, включения в моделируемую будущую профессиональную деятельность, построения личной профессиональной перспективы. Осуществлению профессионального выбора содействуют профессиональная консультация и психологическая поддержка.

Использование различных групповых (см. подраздел II ступень общего среднего образования V(VI)–IX(X) классы) и индивидуальных (в первую очередь консультаций) форм работы с учащимися, обеспечивающих профессиональное самоопределение, осуществляется с учетом их возрастных особенностей и расширившегося опыта.

Для обеспечения работы по реализации задач данного этапа профессионального самоопределения (см. подраздел II ступень общего среднего образования V (VI)–IX (X) классы) используются указанные выше программные педагогические средства, а также:

электронная анкета «Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов»;

электронное справочно-методическое пособие для старшеклассников «Путь к профессии».

 

Подготовка к профессиональному самоопределению учащихся, осваивающих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью