РУС БЕЛ ENG

Инновационный опыт "Формирование предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ" Срок реализации - 2017-2020

Описание модели

Основу модели представляют сетевые бизнес-сообщества «Учащиеся-студенты», где студенты оказывают наставническую и тьюторскую помощь в процессе формирования предпринимательской культуры учащихся .

Создание сетевых бизнес-сообществ будет способствовать практическому освоению основ предпринимательской культуры, содействовать профессиональному самоопределению учащихся. Данная модель даст идеи для саморазвития и формирования новых взглядов и нетиповые решение формирования предпринимательской культуры. Обеспечит информационной поддержкой и консультационным сопровождением.

 

Структура модели по формированию предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ «учащиеся – студенты» заключается в формировании предпринимательской культуры обучающихся и направлена на высокий уровень сформированности предпринимательской культуры, аккумулирующей ценности, мотивы, основы экономических, потребительских знаний,  ориентацию в профессиях, связанных с предпринимательской деятельностью, опыт  культуры общения со взрослыми и сверстниками в информационном пространстве сетевого бизнес-сообщества «учащиеся - студенты».

Модель состоит из следующих блоков:

1 блок – учебно-воспитательное пространство (формирование предпринимательской культуры в урочное и внеурочное время посредством акцентирования внимания на знания, умения, навыки, действия, направленные на формирование предпринимательской культуры учащихся);

2 блок – информационно-образовательное пространство «учащиеся-студенты» (создание социально-коммуникативной системы взаимодействия в виртуальном сетевом сообществе);

3 блок – административно-педагогическое пространство (обеспечение информационной поддержки и сопровождения в разработке различного рода методик по формированию предпринимательской культуры обучающихся);

4 блок – бизнес-пространство ( деятельность учебной бизнес-компании «Деловая молодежь», содействие в разработке и реализации продукта).

Для реализации Модели использованы мероприятия по формированию предпринимательской культуры учащихся, включающие в себя:

1) систему взаимодействия «учащиеся-студенты», где студенты оказывают тьюторскую помощь в процессе формирования предпринимательской культуры учащихся;

2) формирование предпринимательских компетенций (как составляющая ключевых компетенций, необходимых для ведения предпринимательской деятельности и построения успешной карьеры).

Модель включает в себя формирование у учащихся качеств современного предпринимателя по следующим направлениям:

«Предпринимательское мышление» целенаправленность и планирование, генерирование и оценка идей, результативность действий, разрешение проблемных ситуаций; 

«Лидерство» - уверенность в себе, влияние и убеждение, умение работать в команде и быть лидером, повышение уровня образованности; 

«Образование» - стремление к самосовершенствованию, ориентация в профессиональной сфере,

«Успехи и достижения» - инициатива, использование возможностей, владение и использование информации, настойчивость в стремлении к успеху, ответственность за обязательства, повышение эффективности деятельности;

«Взаимодействие и отношения» - надежность и честность, признание важности деловых отношений, имидж;

«Личностные возможности» - работоспособность и трудолюбие, самоорганизация, осознание собственных возможностей, креативность и нестандартное мышление, последовательность.

 Для реализации модели учитываются и целенаправленно создаются педагогические и социально-культурные условия, позволяющие эффективно развивать предпринимательскую культуру учащихся с учетом запросов рынка труда.

   Основными методами формирования предпринимательской культуры учащихся являются: методы организации деятельности и поведения учащихся, методы формирования общественного сознания личности, методы самообразовательной деятельности, методы социологических исследований.

  Данная модель дает идеи для саморазвития и формирования новых взглядов и нетипичных решений формирования предпринимательской культуры учащихся, обеспечивает информационной поддержкой и сопровождением в поиске предпринимательских идей, разработке и продвижении социальных бизнес-проектов, проведении маркетингового исследования; поиске бизнес-партнёров; экономических расчётах; формировании у учащихся понимания юридической ответственности за ведение собственного бизнеса и этических норм ведения предпринимательской деятельности.

 На базе учреждения образования создан учебно-практический центр «Выбери будущее сегодня», направленный на подготовку учащихся в области основ экономических знаний, на основе взаимодействия со студентами-тьютерами по овладению ключевыми компетенциями, специальными умениями и навыками учащимися, развитию у них профессионально важных качеств личности, а также созданию специфической предпринимательской среды для самореализации подрастающего поколения в школе, обществе

Основу модели сетевых бизнес-сообществ составляют следующие формы работы:

-      сетевые сообщества;

-      вебинары;

-      научно-практические конференции;

-      интернет-олимпиады;

-      онлайн-консультации.

свернуть

Теоретические основы проекта

В основу инновационного проекта легли научные идеи  белорусских ученых:

  теоретико-методологические основы роли социальных сетей в формировании моделей экономического поведения индивидов на белорусском рынке труда Н.Г. Соколовой;

   исследования проблем обучения предпринимательству современных обучающихся Л.И. Шумской;

 исследования вопросов формирования ключевых компетенций в деятельности школьного сообщества С.Б. Савельевой;

  работы по вопросам формирования культуры личности учащихся в процессе экономического образования Л.Н. Давыденко;

 изучение особенностей функционирования ученических бизнес-компаний М.А. Красновой;

   исследования процессов формирования предпринимательских компетенций сельской молодежи в условиях социального партнерства Г.Ф. Бедулиной.

На основе научных исследований российских учёных, посвящённых психолого-педагогическим аспектам предпринимательской деятельности(А.И.Агеев, В.Г.Смольников, М.И.Левитан, З.Г.Ханова, В.В.Марченко, С.Н.Пшеничникова и др.), выведено определение предпринимательской культуры- это интегративная способность личности создавать, организовывать осуществлять проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию.

 Х.Н. Магомедова  обозначает следующие признаки предпринимательской культуры личности: увлеченность своим делом, предприимчивость как способность к предвидению, прогнозированию, профессиональное чутье, самостоятельность и нестандартность мышления, новаторство в достижении целей, смелость и изобретательность,  деловитость и практичность, готовность к использованию информационных ресурсов  и сетевому взаимодействию, готовность к эффективной коммуникации,  требовательность к себе и другим, умение работать в команде, развитое чувство ответственности, верность слову.

Теоретической основой исследования также стали:

 концептуальные положения в изучении и формировании общей и экономической культуры личности, как одного из признаков цивилизованного общества, представленные в трудах П.Г. Бунича, Н.С. Злобина, Л.А. Любимова, В.М. Межуева, В.Д. Попова и др.;

   исследования в области обучения молодежи основам экономической теории и предпринимательской деятельности в системе общего среднего образования, представленные в работах А. Ф. Аменда, Н. И. Горлача, Е. Н. Камышанченко, В. И. Лозовой, И. В. Липсица, А. С. Нисимчука, И. А. Сасовой. и др.;

   исследования в области сетевого планирования и сетевого взаимодействия, представленные в работах Г.Н.Соколовой, Ю. А. Конаржевского, А. И. Адамского, С. В. Тарасова, М. М. Чучкевича, Карла Поланьи, Марка Грановеттера, Мануэля Кастельса

 

Н.Г.Соколовой, Л.И.Шумской, А.И.Агеева, В.Г.Смольникова, М.И.Левитана, З.Г.Ханова, В.В.Марченко,      С.Н.Пшеничникова. Такие ученые, как Х.Н.Магомедова, Л.Н.Давыденко отмечают большое значение  экономического образования и воспитания в формировании личности учащихся.

 Так как педагоги не в полной мере владеют  информационной, нормативно правовой и методической базой по вопросам формирования предпринимательской культуры обучающихся, то решение данной проблемы возможно через привлечение студентов Белорусского государственного экономического университета, получающих вторую специальность «Преподаватель».  Это позволит сформировать и адаптировать модель взаимодействия высшего учебного заведения и учреждений общего среднего образования. Основу этой модели будут составлять сетевые бизнес-сообщества «учащиеся-студенты».

свернуть

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности

 

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности

Критерии

Показатели

II ступень обучения

 III ступень обучения

Личностный

Направленность личности            (значимые жизненные ориентации;     личностно и социально важные    потребности, стремление  быть самостоятельными  в больших и малых своих действиях, умение планировать время,   дальнейшее своё развитие и обучение)

Интеллектуальные умения и способности                                     (самостоятельность, аналитичность мышления)

Эмоционально-волевые и морально-этические качества личности (самостоятельность, организованность, самоконтроль)

Направленность личности (социально значимые смысложизненные ориентации; развитая социальная мотивация, система личностно и социально важных витальных и духовных потребностей)

Интеллектуальные умения и способности (критичность, самостоятельность, аналитичность мышления)

Эмоционально-волевые и морально-этические качества личности (самостоятельность, организованность, самоконтроль

 

Когнитивный

Основы экономических знаний 

Объем  потребительских знаний

Экономическая грамотность в сфере поведения потребителей

Экономическая обученность

Объем и системность потребительских знаний

Правовая и экономическая грамотность в сфере поведения потребителей

Операционный

Готовность учащихся   к самопроектированию, самопознанию,   конструктивность отношений с окружающими,   умение работать в команде, активное участие в мероприятиях, направленных на повышение предпринимательской культуры школьников

 Готовность к самопроектированию, самоанализу,   конструктивность отношений с окружающими, равноправность партнеров,   непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, ориентация в профессиях, связанных с предпринимательской деятельностью

 Повышение профессиональ-ного уровня педагогов

 

Повышение уровня экономической культуры, повышение показателей качества образования  учащихся, эффективное управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на развитие творческой инициативы в экономической области

Повышение уровня экономической культуры,  повышение показателей качества образования  учащихся, эффективное управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на формирование предпринимательской культуры, усвоение принципов финансовой этики и понятия сбережения

Удовлетворен-ность субъектов образователь-ного процесса нововведением

Повышение степени удовлетворенности учителей, учеников, родителей  результатами реализации инновационного проекта

Повышение степени удовлетворенности учителей, учеников, родителей, социальных партнёров результатами реализации инновационного проекта

свернуть

Инновационный опыт

Методические рекомендации по распространению результатов инновационной деятельности в массовую образовательную практику    

   Данный опыт получен в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ»,  который был реализован в период с 2017 по 2020 год.

   Научный консультант: Бедулина Г.Ф., доцент кафедры экономической социологии учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат социологических наук, доцент

 В основе лежит взаимодействие ВУЗа и УОСО по  формированию предпринимательской культуры обучающихся, суть которой состоит в оказании тьютерской помощи в информационном пространстве сетевого бизнес-сообщества «учащиеся - студенты».

Выстраивая работу в рамках данном направлении, учреждение образования стремится к повышению предпринимательской культуры участников образовательного процесса посредством создания сетевого бизнес-сообщества «учащиеся - студенты».

 

В результате последовательной и системной деятельности педагогический коллектив сможет:

  1.Расширить теоретическую базу формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ .

 2.Проектировать воспитательную работу школы с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся и активного включения их в социально-значимую деятельность.

   3.Обеспечить применение современных педагогических технологий в работе как с учащимися, так и с педагогами ( ИК-технологии, проектная технология).

   4. Создать условия для формирования предпринимательской культуры учащихся.

     5 . Разработать сценарии обучающих занятий для обучающихся.

 6. Созданы сетевые сообщества, которые будут способствовать формированию предпринимательской культуры учащихся на ІІ и ІІІ ступенях общего сред него образования.

   8. Достигнуть повышения уровня методологической и информационной культуры педагогов.

 

Материалы адресованы руководителям учреждений образования, а также педагогическим работникам для решения проблемных вопросов формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ.

Теоретические основы проектаexpand_more

В основу инновационного проекта легли научные идеи  белорусских ученых:

  теоретико-методологические основы роли социальных сетей в формировании моделей экономического поведения индивидов на белорусском рынке труда Н.Г. Соколовой;

   исследования проблем обучения предпринимательству современных обучающихся Л.И. Шумской;

 исследования вопросов формирования ключевых компетенций в деятельности школьного сообщества С.Б. Савельевой;

  работы по вопросам формирования культуры личности учащихся в процессе экономического образования Л.Н. Давыденко;

 изучение особенностей функционирования ученических бизнес-компаний М.А. Красновой;

   исследования процессов формирования предпринимательских компетенций сельской молодежи в условиях социального партнерства Г.Ф. Бедулиной.

На основе научных исследований российских учёных, посвящённых психолого-педагогическим аспектам предпринимательской деятельности(А.И.Агеев, В.Г.Смольников, М.И.Левитан, З.Г.Ханова, В.В.Марченко, С.Н.Пшеничникова и др.), выведено определение предпринимательской культуры- это интегративная способность личности создавать, организовывать осуществлять проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию.

 Х.Н. Магомедова  обозначает следующие признаки предпринимательской культуры личности: увлеченность своим делом, предприимчивость как способность к предвидению, прогнозированию, профессиональное чутье, самостоятельность и нестандартность мышления, новаторство в достижении целей, смелость и изобретательность,  деловитость и практичность, готовность к использованию информационных ресурсов  и сетевому взаимодействию, готовность к эффективной коммуникации,  требовательность к себе и другим, умение работать в команде, развитое чувство ответственности, верность слову.

Теоретической основой исследования также стали:

 концептуальные положения в изучении и формировании общей и экономической культуры личности, как одного из признаков цивилизованного общества, представленные в трудах П.Г. Бунича, Н.С. Злобина, Л.А. Любимова, В.М. Межуева, В.Д. Попова и др.;

   исследования в области обучения молодежи основам экономической теории и предпринимательской деятельности в системе общего среднего образования, представленные в работах А. Ф. Аменда, Н. И. Горлача, Е. Н. Камышанченко, В. И. Лозовой, И. В. Липсица, А. С. Нисимчука, И. А. Сасовой. и др.;

   исследования в области сетевого планирования и сетевого взаимодействия, представленные в работах Г.Н.Соколовой, Ю. А. Конаржевского, А. И. Адамского, С. В. Тарасова, М. М. Чучкевича, Карла Поланьи, Марка Грановеттера, Мануэля Кастельса

 

Н.Г.Соколовой, Л.И.Шумской, А.И.Агеева, В.Г.Смольникова, М.И.Левитана, З.Г.Ханова, В.В.Марченко,      С.Н.Пшеничникова. Такие ученые, как Х.Н.Магомедова, Л.Н.Давыденко отмечают большое значение  экономического образования и воспитания в формировании личности учащихся.

 Так как педагоги не в полной мере владеют  информационной, нормативно правовой и методической базой по вопросам формирования предпринимательской культуры обучающихся, то решение данной проблемы возможно через привлечение студентов Белорусского государственного экономического университета, получающих вторую специальность «Преподаватель».  Это позволит сформировать и адаптировать модель взаимодействия высшего учебного заведения и учреждений общего среднего образования. Основу этой модели будут составлять сетевые бизнес-сообщества «учащиеся-студенты».

 

Описание моделиexpand_more

 

 Основу модели представляют сетевые бизнес-сообщества «Учащиеся-студенты», где студенты оказывают наставническую и тьюторскую помощь в процессе формирования предпринимательской культуры учащихся .

Создание сетевых бизнес-сообществ будет способствовать практическому освоению основ предпринимательской культуры, содействовать профессиональному самоопределению учащихся. Данная модель даст идеи для саморазвития и формирования новых взглядов и нетиповые решение формирования предпринимательской культуры. Обеспечит информационной поддержкой и консультационным сопровождением.

 

Структура модели по формированию предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ «учащиеся – студенты» заключается в формировании предпринимательской культуры обучающихся и направлена на высокий уровень сформированности предпринимательской культуры, аккумулирующей ценности, мотивы, основы экономических, потребительских знаний,  ориентацию в профессиях, связанных с предпринимательской деятельностью, опыт  культуры общения со взрослыми и сверстниками в информационном пространстве сетевого бизнес-сообщества «учащиеся - студенты».

Модель состоит из следующих блоков:

1 блок – учебно-воспитательное пространство (формирование предпринимательской культуры в урочное и внеурочное время посредством акцентирования внимания на знания, умения, навыки, действия, направленные на формирование предпринимательской культуры учащихся);

2 блок – информационно-образовательное пространство «учащиеся-студенты» (создание социально-коммуникативной системы взаимодействия в виртуальном сетевом сообществе);

3 блок – административно-педагогическое пространство (обеспечение информационной поддержки и сопровождения в разработке различного рода методик по формированию предпринимательской культуры обучающихся);

4 блок – бизнес-пространство ( деятельность учебной бизнес-компании «Деловая молодежь», содействие в разработке и реализации продукта).

Для реализации Модели использованы мероприятия по формированию предпринимательской культуры учащихся, включающие в себя:

1) систему взаимодействия «учащиеся-студенты», где студенты оказывают тьюторскую помощь в процессе формирования предпринимательской культуры учащихся;

2) формирование предпринимательских компетенций (как составляющая ключевых компетенций, необходимых для ведения предпринимательской деятельности и построения успешной карьеры).

Модель включает в себя формирование у учащихся качеств современного предпринимателя по следующим направлениям:

«Предпринимательское мышление» целенаправленность и планирование, генерирование и оценка идей, результативность действий, разрешение проблемных ситуаций; 

«Лидерство» - уверенность в себе, влияние и убеждение, умение работать в команде и быть лидером, повышение уровня образованности; 

«Образование» - стремление к самосовершенствованию, ориентация в профессиональной сфере,

«Успехи и достижения» - инициатива, использование возможностей, владение и использование информации, настойчивость в стремлении к успеху, ответственность за обязательства, повышение эффективности деятельности;

«Взаимодействие и отношения» - надежность и честность, признание важности деловых отношений, имидж;

«Личностные возможности» - работоспособность и трудолюбие, самоорганизация, осознание собственных возможностей, креативность и нестандартное мышление, последовательность.

 Для реализации модели учитываются и целенаправленно создаются педагогические и социально-культурные условия, позволяющие эффективно развивать предпринимательскую культуру учащихся с учетом запросов рынка труда.

   Основными методами формирования предпринимательской культуры учащихся являются: методы организации деятельности и поведения учащихся, методы формирования общественного сознания личности, методы самообразовательной деятельности, методы социологических исследований.

  Данная модель дает идеи для саморазвития и формирования новых взглядов и нетипичных решений формирования предпринимательской культуры учащихся, обеспечивает информационной поддержкой и сопровождением в поиске предпринимательских идей, разработке и продвижении социальных бизнес-проектов, проведении маркетингового исследования; поиске бизнес-партнёров; экономических расчётах; формировании у учащихся понимания юридической ответственности за ведение собственного бизнеса и этических норм ведения предпринимательской деятельности.

 На базе учреждения образования создан учебно-практический центр «Выбери будущее сегодня», направленный на подготовку учащихся в области основ экономических знаний, на основе взаимодействия со студентами-тьютерами по овладению ключевыми компетенциями, специальными умениями и навыками учащимися, развитию у них профессионально важных качеств личности, а также созданию специфической предпринимательской среды для самореализации подрастающего поколения в школе, обществе

Основу модели сетевых бизнес-сообществ составляют следующие формы работы:

-      сетевые сообщества;

-      вебинары;

-      научно-практические конференции;

-      интернет-олимпиады;

-      онлайн-консультации.

 

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельностиexpand_more

Критерии

Показатели

II ступень обучения

 III ступень обучения

Личностный

Направленность личности            (значимые жизненные ориентации;     личностно и социально важные    потребности, стремление  быть самостоятельными  в больших и малых своих действиях, умение планировать время,   дальнейшее своё развитие и обучение)

Интеллектуальные умения и способности                                     (самостоятельность, аналитичность мышления)

Эмоционально-волевые и морально-этические качества личности (самостоятельность, организованность, самоконтроль)

Направленность личности (социально значимые смысложизненные ориентации; развитая социальная мотивация, система личностно и социально важных витальных и духовных потребностей)

Интеллектуальные умения и способности (критичность, самостоятельность, аналитичность мышления)

Эмоционально-волевые и морально-этические качества личности (самостоятельность, организованность, самоконтроль

 

Когнитивный

Основы экономических знаний 

Объем  потребительских знаний

Экономическая грамотность в сфере поведения потребителей

Экономическая обученность

Объем и системность потребительских знаний

Правовая и экономическая грамотность в сфере поведения потребителей

Операционный

Готовность учащихся   к самопроектированию, самопознанию,   конструктивность отношений с окружающими,   умение работать в команде, активное участие в мероприятиях, направленных на повышение предпринимательской культуры школьников

 Готовность к самопроектированию, самоанализу,   конструктивность отношений с окружающими, равноправность партнеров,   непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, ориентация в профессиях, связанных с предпринимательской деятельностью

 Повышение профессиональ-ного уровня педагогов

 

Повышение уровня экономической культуры, повышение показателей качества образования  учащихся, эффективное управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на развитие творческой инициативы в экономической области

Повышение уровня экономической культуры,  повышение показателей качества образования  учащихся, эффективное управление познавательной деятельностью учащихся, направленной на формирование предпринимательской культуры, усвоение принципов финансовой этики и понятия сбережения

Удовлетворен-ность субъектов образователь-ного процесса нововведением

Повышение степени удовлетворенности учителей, учеников, родителей  результатами реализации инновационного проекта

Повышение степени удовлетворенности учителей, учеников, родителей, социальных партнёров результатами реализации инновационного проекта

 

                     

                                                      

      

   

  

  

    

свернуть