РУС БЕЛ ENG

Профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних

Информация о профилактике половой неприкосновенности несовершеннолетних

Информация

о профилактике половой неприкосновенности несовершеннолетних

В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.

В текущем году на территории Минской области по состоянию на 01.07.2018 выявлено 34 преступника, совершивших 55 преступлений против половой неприкосновенности или свободы несовершеннолетних. Преступления совершены в отношении 47 потерпевших несовершеннолетних, из них в возраста от 0 до 5 лет – 1, от 6 до 9 – 1, от 10 до 11 – 4, от 12 до 14 – 18, от 15 до 16 – 23. Из 47 потерпевших, в полных семьях воспитывается 28, в не полных семьях – 19, в благополучных семьях – 33, в неблагополучных семьях – 14. В отношении 4 потерпевших преступления совершены родными родителями, в отношении 2 отчимом либо мачехой, в отношении 41 ранее знакомым.

В настоящее время, с целью недопущения преступных посягательств в отношении несовершеннолетних, у детей необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  • развратные действия (статья 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).
свернуть

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;

- гематомы (синяки) в области половых органов;

- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;

- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

- боль в нижней части живота;

- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;

- болезни, передающиеся половым путем;

- беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;

- поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;

- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);

- необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

- замкнутость, изоляция, уход в себя;

- депрессивность, грустное настроение;

- отвращение, стыд,  вина, недоверие, чувство испорченности;

- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);

- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- отчуждение от братьев и сестер;

- терроризирование младших и детей своего возраста;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;

- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);

- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции; 

- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

- отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

- падение самооценки;

- мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье – трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если  они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь. 

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  

Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в

Вашей помощи…

свернуть

Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

Сексуальное насилие

            Сексуальное насилие или развращение есть вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.

            К данному виду насилия относятся:

    - половой  акт  с  ребенком;

    - мануальный,  оральный,  генитальный  или  любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка;

    - введение предметов в половые органы ребенка;

    - сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;

    - демонстрация эротических  или  порнографических  материалов  с целью сексуальной стимуляции ребенка;

     - совершение полового акта в присутствии ребенка;

    -  демонстрация обнаженных гениталий,  груди  или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);

    - подглядывание за  ребенком  во  время  совершения  им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.

            Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

 - не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

 - может не  осознавать  значение  сексуальных  действий  в  силу функциональной незрелости;

 - не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.

            Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

- патриархально-авторитарный уклад;

- плохие   взаимоотношения   ребенка с родителями, особенно с матерью;

- конфликтные отношения между родителями;

- мать ребенка чрезмерно занята на работе;

- ребенок долгое время жил без родного отца;

- вместо родного отца - отчим или сожитель матери;

- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

- родители (или один из них) имеют психические заболевания;

- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.

 

Распознание сексуального насилия над ребенком

Характер травм и заболеваний:

- повреждения   генитальной, анальной  областей,  в  том  числе нарушение целостности девственной плевы;

- следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;

- наличие заболевания, передающегося половым путем;

- беременность;

- недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;

- нервно-психические расстройства;

- психосоматические расстройства.

 

Особенности психического состояния и поведения ребенка

     Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);т несвойственные возрасту  знания  о  сексуальном  поведении,  а  также сексуальные  игры  с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.

     Дети    младшего   возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность   сосредоточиться;  несвойственные  возрасту  знания  в половых  вопросах,  сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение;  ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.

     Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение;   затруднения  с  половой  идентификацией; сексуализированное  поведение;  угрозы  или  попытки  самоубийства; употребление  алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

     Как показывает практика, в 80% случаев сексуальное насилие над ребенком совершается его родственником или знакомым.

     Данная форма насилия из всех его видов заслуживает  в  дополнение  к вышесказанному   более   глубокого   рассмотрения,  для   принятия   в повседневной  практике  мер  профилактики, выработки настороженности и тактики   соответствующего   поведения   у   родителей,   а  также самих  детей.

 

Действия  родителей  по  предотвращению  сексуального  насилия по отношению к ребенку

            Сексуальное насилие является преступлением и встречается во всех слоях общества,  причем  значительно  чаще,  чем  принято  считать.

            Вовлечение ребенка в  сексуальные  действия, как правило, происходит постепенно,  а  не  является однократным случайным эпизодом. Оно может тянуться годами. Причем насильник всегда значительно старше, сильнее, и жертва находится в зависимости от него.

          Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением  его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но   этого  все-таки  может  оказаться  недостаточно,  чтобы  избежать сексуального  насилия:  в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний,  а  человек,  которого  ребенок  знает,  зависит от него, доверяет  ему  или  даже  любит. 

            Многие жертвы  не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми,  а  некоторые  из  них  не  рассказывают никогда. 

Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:

- угрозы со стороны насильника;

- насильник хорошо  знаком  ребенку  или  его  родственникам,  и ребенок может жалеть его;

- жертва может считать себя виновной  в насилии;

- ребенок любит насильника или нуждается в нем;

- пострадавший   может  быть  заинтересован  в  особом  внимании, которое ему уделяет насильник;

- ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;

- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.

            Дети должны знать о сексуальном насилии. Все  дети  по  характеру  доверчивы  и  открыты.  Их  учат  быть послушными  и  не  задавать  вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически  и  эмоционально,  поэтому  им  приятно  внимание  любого взрослого.  Эти  обстоятельства  делают  их  легкой  добычей  взрослых насильников,  которым  зачастую  не  приходится  прибегать  к  прямому насилию,  чтобы  добиться  своей  цели:  подарков,  хитрости,  угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.

свернуть

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно
    с 6 до 12 лет),
     что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
свернуть

Рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних

Проблема предотвращения всех видов насилия над детьми актуальна во всем мире. И особенно это касается сексуального насилия, относящего­ся к наиболее тяжелым психологическим травмам. Несовершеннолетние жертвы сексуального насилия редко рассказывают о случившемся, даже став взрослыми. Однако последствия могут напоминать о себе еще очень долго.

Защита сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних - сложная социально-правовая проблема. Ее решение невозможно без объ­единения усилий педагогов, психологов, правоохранительных органов и родителей. Государственная власть, общественные организации, раз­личные специалисты (юристы, криминологи, виктимологи, педагоги- психологи, педагоги социальные, учителя учреждений общего среднего образования и т. д.) достигают определенных результатов в этой сфере. Итогом становится относительная стабильность в динамике насильствен­ных сексуальных преступлений и даже некоторая тенденция к снижению их количества в последнее время, что объясняется ростом уровня профес­сионализма специалистов, совершенствованием национального законода­тельства, применением новых технологий общения с детьми и расследо- ’ вания совершенных преступлений.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на проблему высокого уровня латентности преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, что связано как с поведением самой жертвы, так и со сложностями до» взывания сексуальных преступлений, которые становятся предметом судебных разбирательств крайне редко. Важно и то, что помимо непосредственно сексуального насилия появляются все новые и новые разновидности психологического и духовно-нравственного наси­лия над детьми с сексуальным подтекстом.

Данные методические рекомендации направлены на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. Нет совершенно верных способов защиты от потенциального сексуального насилия. Но существуют определенные тревожные знаки, которые следует знать, и определенные правила поведе­ния, которых следует придерживаться для снижения угрозы насилия.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ   И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних обладают высокой степенью общественной опасности, в процессе их совершения происходит мощное деструктивное воздействие на потерпевших.

К преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности относятся:

  • изнасилование (ст. 166 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК));
  • насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с ли­цом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);
  • развратные действия (ст. 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера (ст. 170 УК);
  • использование занятия проституцией или создание условий для за­нятия проституцией (ст. 171 УК) и др.

В Республике Беларусь принят ряд документов, направленных на предотвращение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних. Среди них:

Конституция Республики Беларусь;

Гражданский кодекс Республики Беларусь;

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;

Уголовный кодекс Республики Беларусь;

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;

Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 г. № 153-3;

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилак­тике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-3;

Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-3;

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХП;

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 25 октября 2000 г. № 440-3;

Закон Республики Беларусь «О единой государственной системе ре­гистрации и учета правонарушений» от 9 января 2006 г. № 94-3;

Закон Республики Беларусь «О порядке и условиях направления граж­дан в лечебно-трудовые профилактории и условиях нахождения в них» от 4 января 2010 г. № 104-3;

Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» от 22 мая 2000 г. № 395-3;

Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» от 24 но­ября 2006 г. № 18 и др.

Нормативно-правовая база является основой профилактики насилия над детьми в Республике Беларусь. Государство обеспечивает неприкос­новенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуаль­ных домогательств, в том числе со стороны родителей.

При этом под сексуальным насилием над ребенком понимается вовле­чение ребенка в сексуальный контакт с взрослым в любой форме (сексу­ально окрашенные прикосновения, орально-генитальная стимуляция, кои- гус и т. п.). Даже при отсутствии угрозы или явного насилия такой кон- тгтг все равно признается принудительным и незаконным, поскольку счи­тается, что ребенок недостаточно зрел, чтобы предоставить информиро­ванное согласие на участие в сексуальном взаимодействии [5].

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

  • не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
  • может не осознавать значение сексуальных действий в силу функ­циональной незрелости;
  • не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий [9].

Разделяют контактный и неконтактный способ сексуального наси­лия в отношении детей.

К контактному насилию специалистами относятся следующие дей­ствия:

  • половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, оральным или анальным способом;
  • мануальный оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон тела ребенка;
  • введение различных предметов во влагалище или анус;
  • мастурбация обоюдная, со стороны ребенка и взрослого.

К неконтактному сексуальному насилию ребенка относятся:

  • демонстрация эротических и порнофафических материалов;
  • совершение полового акта в присутствии ребенка;
  • демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);
  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуаеризм), принудительное раздевание ребенка.

На практике непросто отличить предвестники сексуального насилия от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями опре­деляются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нор­мальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувство­вать), а также тем, имеет ли возможность ребенок свободно сказать «Нет!».

Кроме того, следует сказать, что в обществе бытуют мифы, представ­ляющие собой попытку, часто неосознанную, искажения причин и последствий сексуального насилия над несовершеннолетними.

Миф I. Сексуальное насилие совершается в основном над детьми подросткового возраста.

Это неверно. Сексуальное насилие совершается над детьми любого возраста, причем самый уязвимый возраст — 9 лет.

Миф 2. Сексуальное насилие совершается только над девочками.

Девочки чаще становятся жертвами сексуального насилия. Но маль­чики также подвергаются насилию со стороны взрослых. Чаще это случа­ется вне родительского дома людьми, имеющими большой опыт совраще­ния малолетних.

Миф 3. Сексуальное насилие случается только один раз.

Сексуальное насилие над детьми - это длительный процесс, в кото­ром эксплуатируются близкие доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Миф 4. Дети соблазняют взрослых.

Дети не обладают необходимыми знаниями и умениями для того, чтобы инициировать сексуальную активность. И любой взрослый осозна­ет, что любые сексуальные действия по отношению к ребенку являются разрушительными для ребенка и наносят ему ущерб.

Миф 5. Только половой акт наносит ущерб ребенку.

Любое сексуальное насилие разрушительно для ребенка. Подвергаясь насилию со стороны взрослого, ребенок переживает, прежде всего, травму эмоционального характера, в которой разрушается его потребность в безопасности, возможность построения адекватных социальных, интеллектуальных и доверительных эмоциональных взаимоотношений. Взрос­лые перестают быть эталонами для подражания, что приводит в дальней­шем к трудностям в развитии ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, ис­пытывают стыд, чувство вины, тревогу, страхи, ощущение собственной незначимости, бессмысленности и бессилия.

Миф 6. Только мужчины совершают сексуальное насилие над детьми.

Можно говорить о ведущей роли мужчин в сексуальном насилии, но не следует отрицать участие женщин.

Миф 7. Сексуальное насилие совершается незнакомыми людьми.

Только небольшой процент сексуального насилия над детьми совер­шается вне стен дома. Насильниками могут выступать родственники (ро­дители, дяди и тети, братья и сестры, дедушки и бабушки), хорошо знако­мые ребенку люди (друзья родных, соседи, гувернеры, приходящие репе­титоры, няни, различные помощники по дому) [8].

Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где

  • патриархально-авторитарный уклад;
  • плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
  • конфликтные отношения между родителями;
  • мать ребенка чрезмерно занята на работе;
  • ребенок долгое время жил без родного отца;
  • вместо родного отца отчим или сожитель матери;
  • мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами,

токсикоманами;                           

  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т. п. [9].

Однако не стоит думать, что сексуальное насилие происходит только

в неблагополучных семьях.

К лицам группы риска, склонным совершать сексуальные преступле­ния, могут также относиться:

  • лица, в семье которых имеются душевнобольные либо родители, страдающие алкоголизмом или наркоманией;
  • подростки, воспитывающиеся без надзора, употребляющие алко­голь и наркотики;
  • лица, совершавшие в детстве или в раннем подростковом возрасте сексуальные проступки;
  • лица с аномалиями психики и педагогически запущенные дети;

■* • лица с проявлением гиперсексуальности, склонные к перверсным действиям;

  • лица, совершавшие попытки самоубийства по сексуальным мотивам;
  • лица, склонные к насильственным действиям, обнаруживающим некоторые сексуальные черты;
  • лица, ранее привлекавшиеся к ответственности за правонарушения сексуального характера.

ПРИЗНАКИ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ   НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Последствия сексуального насилия могут проявляться в различных симптомах. Работники учреждений образования должны обращать внима­ние на особенности поведения и внешности ребенка, которые могут сви­детельствовать о сексуальном насилии по отношении к нему.

Физические признаки

Физические (телесные) признаки обычно указывают на то, каким об­разом осуществляется с ребенком половой акт или другая форма насилия:

  • оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; отказ от еды (анорексия) либо пере­едание (булимия);
  • анальные симптомы: разрывы и выпадения прямой кишки, покрас­нение ануса, варикозные изменения, запоры;
  • вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расшире­ние влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие ин­фекции.

Также физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  • гематомы (синяки) в области половых органов и/или анального от­верстия;
  • кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов и/или анального отверстия;
  • повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части жи­вота, бедер;
  • жалобы на боль и зуд в области гениталий, живота;
  • боль, ощущаемая ребенком при сидении и ходьбе;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • недержание мочи;
  • рвота;
  • потеря сознания;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • ранняя неожиданная беременность.
  • Признаками сексуального насилия являются:
  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
  • инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспус­кательном канале.
  • Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют физических следов.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют реализации личности в будущем.

Изменения в проявлении сексуальности ребенка:

  • не соответствующая возрасту осведомленность в сексуальных от­ношениях, большой интерес к ним (сексуальная озабоченность);
  • сексуальные действия, направленные на самих себя (аутосексуаль­ные действия):
  • демонстрация интимных частей тела;
  • ^ - мастурбация;
  • необычная сексуальная активность по отношению к сверстникам:
  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
  • имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  • соблазняющее поведение отношению к противоположному полу;
  • сексуальные действия с другими детьми;
  • необычная сексуальная активность по отношению к взрослым:
  • трение половыми органами о тело взрослого;
  • завлекающее поведение по отношению к взрослым.
  • Изменения в эмоциональном состоянии и общении:
  • постоянное возбуждение, истерические симптомы:
  • стремление куда-то бежать, спрятаться;
  • быстрая потеря самоконтроля;
  • нервные срывы, истерики;
  • вспышки агрессивности;
  • депрессивные симптомы:
  • замкнутость, заторможенность, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • задумчивость, отстраненность, внешнее безразличие;
  • переживание тоски, грусти, неспособность проявлять радость;
  • проявление агрессивности и враждебности по отношению к дру­гим людям, животным, предметам, не свойственное ребенку ранее:
  • непристойные выражения;
  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • жестокость по отношению к игрушкам;
  • самоагрессия'.
  • причинение травм и увечий самому себе;
  • курение, употребление алкоголя, наркотиков;
  • побеги из дома, прогулы школы;
  • проституция;
  • попытки совершить суицид или желание это сделать;
  • возникшие трудности в общении с ровесниками:
  • нежелание принимать участие в подвижных играх со сверстниками;
  • отказ от общения с прежними друзьями или отсутствие друзей свое­го возраста;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • поведенческие изменения:
  • возврат к детскому, инфантильному поведению;
  • наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  • изменения в отношении к собственной внешности:
  • утрата гигиенических навыков, равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой;
  • наоборот, навязчивое мытье (желание «отмыться»);
  • крайняя настороженность, подозрительность;
  • амбивалентные чувства ребенка к взрослым и событиям («Я не знаю, как к этому относиться...»);
  • рассказы о случившемся в третьем лице («Я знаю одну девочку...»).
  • Изменения мотивации ребенка, социальные признаки:
  • виктимность (жертвенность) ребенка:
  • неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • навязчивая зависимость;
  • чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным слу­чаям;
  • неожиданные, резкие перемены к:
  • конкретному человеку («Я ненавижу дядю Петю»);
  • месту («Я не могу ездить в лифте»);
  • любимым занятиям («Я никогда больше не пойду на футбол»);
  • изменение отношения к школе и учебной деятельности:
  • резкое изменение в успеваемости (в лучшую или худшую сторону);
  • пропуски отдельных уроков, прогулы школы, отказ и уклонение от обучения;
  • изменение отношения к семье:
  • принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уборка, уход за младшими детьми и их воспитание);
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
  • Изменения самосознания ребенка:
  • снижение самооценки:
  • обесценивание собственной личности, недовольство собой, презре­ние, чувство собственной неполноценности;
  • чувство униженности, состояние чрезвычайной уязвимости, ощуще­ние вторжения в «интимную» зону;
  • маскировка самооценки с течением времени низкой фантазией все­могущества («Я могу заставить его сделать все!»);
  • жажда победы и самоутверждения любой ценой;
  • вина, стыд, чувство собственной испорченности:
  • чувство собственной неполноценности, убежденность в том, что ты хуже всех;
  • восприятие себя как уродливого, беспомощного, одинокого, никому не нужного и ни на что не способного;
  • синдром «испорченного гбвара» (ребенок ощущает себя непривле­кательным);
  • в отношении собственных переживаний, когда у ребенка в период домогательства возникают приятные сексуальные фантазии и сексуальные чувства (возникновение так называемого «клейма инцеста»).
  • Появление невротических и психосоматических симптомов:
  • навязчивые страхи, тревога:
  • боязнь остаться в помещении наедине с определенным человеком;
  • боязнь раздеться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или снять нижнее белье во время ме­дицинского осмотра);
  • сопротивление тактильным контактам:
  • нежелание, чтобы целовали, обнимали,
  • нежелание, чтобы дотрагивался определенный человек;
  • боли (головная боль, боли в области живота и сердца);
  • нарушения сна (страх перед отходом ко сну, ночные кошмары, бес­сонница);
  • боязнь телесных повреждении;
  • резкая потеря веса на фоне нарушения аппетита или, наоборот, ожирение;
  • тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала).
  • Специалистам, работающим с детьми, необходимо учитывать, что ре­бенок может не осознавать факта насилия в силу своего возраста или дру­гих причин. Чрезвычайно важно понимать, что дети не обладают доста­точным опытом, чтобы предвидеть все последствия таких действий для своего психического или физического здоровья.
свернуть

Памятки

Ежегодно совершаются десятки преступлений против наших детей. Это страшные преступления, понять ужас которых не хочет ни один родитель. Главная задача общества, родителей, ребенка - бдительность! 

Мы предлагаем Вам ряд действенных правил! Посмотрите их вместе с детьми и поговорите о них!

https://vk.com/video-76397354_456239062

s1vmiy06-VV54-AWoj3y-HHPR6q5t8bda-DGce5-Tk-A87-Vc-E-qih-E0jl-Ry-VNCh659j-Ev-GQN-vg-Raur02-Adio-CAKn2


НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ ЛОЖЬ!

1 2

 


Памятка о половой неприкосновенности

Защитим детей и подростков от насилия и посягательства на половую неприкосновенность. Памятка для педагогов и родителей.

Уважаемый взрослый!

Эта памятка предназначена для Вас, так как, находясь рядом с ребенком или подростком, Вы можете помочь предотвратить насилие и посягательства их на половую неприкосновенность. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить "Правило пяти "нельзя":

- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.

- Нельзя садиться в чужую машину.

- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать "Нет!":


- Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

- Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

- Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

- Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

- вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;

- постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;

- уход от контактов, изоляция от друзей и близких;

- или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;

- нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;

- отсутствие целей и планов на будущее;

- чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;

- пессимистическая оценка своих достижений;

- неуверенность в себе, снижение самооценки.

Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома, либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии, и определяются педагогом/родителем методом наблюдения за ребенком и личной беседы с ним.

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации:

- Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый - самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.

- Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.

- Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.

- Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.

- Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.

- Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.


свернуть

Рекомендации для родителей по профилактике насильственных действий в отношении несовершеннолетних

Разговаривайте со своим ребенком, убедите его в том, что он может рассказывать Вам обо всем, что с ним случается. Заверьте, что Вы не будете сердиться и ругать его, что бы ни произошло. Скажите: «Нет таких плохих вещей, о которых бы мы не могли поговорить с тобой».

Расскажите ребенку о «хороших» и «плохих» прикосновениях. Скажите, чтобы он ОБЯЗАТЕЛЬНО рассказал Вам о случаях «плохих» прикосновений, даже если это был кто-то из родственников или хорошо знакомых людей.

Обсудите с ребенком, что такое «хорошие» и «плохие» секреты. Попросите его привести примеры таких секретов.

Если ребенок не хочет оставаться с кем-то из взрослых, задумайтесь, почему это происходит.

Верьте своему ребенку. Дети крайне редко лгут о сексуальном насилии, особенно маленькие дети. Не игнорируйте рассказ ребенка.

Если ребенок рассказал о насилии, постарайтесь не испугать его своей реакцией. Ребенок, увидев, что расстроил Вас или рассердил, может больше ничего не рассказать ни Вам, ни специалистам.

Ни в коем случае не обвиняйте ребенка («почему ты не защищался?», «почему ты позволила это сделать с собой?»). Самое главное – разъяснить ребенку, что он не виноват в случившемся.

Обязательно обратитесь к специалистам, которые могут оказать профессиональную помощь Вашему ребенку. Не занимайтесь сами расследованием случившегося. Сообщите о происшедшем в правоохраниетльные органы или соответствующие компетентные организации.

свернуть
2023
июньмай
17 июня, суббота

Региональная карта помощи Гродненской области

подробнее...