РУС БЕЛ ENG

Информационный час

Формы проведения

обзорных информационных часов

«Информ-дайджест» – еженедельная «пятиминутка» со свободным вы­бором тем. Каждый из студентов, предварительно проанализировав обществен­но-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали – отвечаем» – форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно со­бираются сведения у студентов о том, какие события современной жизни их за­интересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между студен­тами в группе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

«Информация +» – это ознакомление студентов с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме:

• внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь;

• тенденции развития России и стран Содружества;

• события в странах дальнего зарубежья;

• новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.

«+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступаю­щий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует со­общение, обменивается мнениями с группой.

Тематический информационный час – более глубокое обсуждение ка­кой-либо злободневной проблемы, цель которого – выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подбо­ре материала, достойного внимания сверстников.

Направления в таком случае не распределяются, но обязательной являет­ся подготовка каждого студента по наиболее заинтересовавшему его событию. Особое внимание стоит заострить на этапе подготовки. Определение те­мы — один из наиболее важных моментов подготовки тематического информа­ционного часа. Важнейшее требование — актуальность информативного мате­риала, т.е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности. Тематику планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе со студентами. Необходимо использовать наиболее дейст­венные формы и методы подачи информации.

По необходимости, преподавателем разрабатываются вопросы, позволяю­щие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные зада­ния для студентов, уточняется порядок проведения тематического информаци­онного часа.

В роли ведущего может выступать как сам преподаватель, так и один из студентов (в зависимости от темы и формы проведения), лучше — лидер груп­пы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от вовлечения всех студен­тов в обсуждение вопросов, обмена мнениями по обсуждаемой тематике, при­сутствия компетентных гостей. Очень важно также научить студентов само­стоятельно выделять главное в предлагаемом материале. Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рам­ками учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободнев­ных событий в мире – повод объединить за «круглым столом» несколько групп, преподавателей.

Все это является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в политическую, социально-экономическую и культурную жизнь государства.

Формы проведения

тематических информационных часов

«Беседа «за круглым столом» – форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовле­чением студентов в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом ин­формационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими студентами.

Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенно­го обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофраг­мента по проблеме. После этого студенты дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мне­ниями. В заключение формулируются выводы по теме.

«Политическая дискуссия» – тематический информационный час с це­лью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результа­те коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анали­зировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и нахо­дить пути их решения.

«Как это было» – форма тематического информационного часа, анализи­рующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвящены конкретному факту, позво­ляющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется исполь­зование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.

«Годы и люди» – тематический информационный час, посвященный био­графиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, эко­номики, спорта у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» – форма информационного часа с элементами ро­левой игры. Участники пресс-конференции — «журналисты» и «фотокоррес­понденты» – берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расшире­нию кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения.

«Тематический блиц-опрос» – представляет собой собственные видеосю­жеты студентов по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в мно­голюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как студенты, так и сотруд­ники учебного заведения, случайные посетители. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с выска­занным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внима­ние студентов к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для после­дующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

«Пресс-турнир» – форма информационного часа, позволяющая активизи­ровать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира студенты делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (руб­рикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных ма­териалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.

«Информационный журнал» – форма устного журнала, цель которого со­стоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей стра­ны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спор­тивная» и другие (выбор определяют сами студенты или в зависимости от представленной тематики в информационном сборнике).

«Семинар-информация» – форма информационного часа, предполагаю­щая выступления по каким-либо интересующим всех вопросам, в ходе которого обязательно присутствуют обмен мнениями, обсуждение, споры. На такой се­минар могут быть приглашены компетентные лица.

«Брейн-ринг» – форма для проведения тематического информационного часа по определенной тематике, наиболее актуальной в данный период време­ни. Например, «Права молодежи в Беларуси», «Конституция Республики Бела­русь. Основы конституционного строя» и другие. Игра представляет собой со­стязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн – мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти пра­вильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не тре­бующими длительного обсуждения.

«Турнир-викторина» – состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди ата­куют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные за­дания).