РУС БЕЛ ENG

Педагог-психолог

                                                                         

Педагог-психолог Кодь С.А.

Педагогический стаж - 20 лет

Квалификационная категория - I

 Рада приветствовать Вас на своей страничке!

Школьный психолог является своеобразным связующим звеном между педагогами, родителями и детьми.

Психолог помогает ребенку приобрести и усвоить социальный опыт через осознание своего поведения и построение собственной позиции– это помогает ребенку вырабатывать осознанное восприятие мира.

Девиз: "Наберись смелости, если хочешь что-то изменить.

Наберись терпения, если что-то изменить невозможно.

И будь мудрым, чтобы знать, когда нужна смелость, а когда терпение.

Целься в луну! Даже если промахнешься, окажешься среди звезд!"

График работы

Графік

індывідуальных, групавых заняткаў

з навучэнцамі і выхаванцамі, кансультацый з бацькамі, педагогамі, навучэнцамі

 

Дзень тыдня

Час работы

Колькасць гадзін

                    Час  кансультацый 

 

 Час групавых заняткаў

з бацькамі

з педагогамі

 з навучэнцамі

Панядзелак

09.00—16.30

7.00

13.30—14.30

15.00-16.30

10.00-12.30

I, II, III ступень навучання

15.40-16.20

( дз. сад групавы занятак)

Аўторак

08.30-16.00

7.00

11.30-13.00

 

 10.00- 11.30

I, II,III ступень навучання

I, II,III ступень навучання

Серада

12.30.- 19.30

7.00

13.00-16.30

(наведванне)

16.40-19.30

 

 

Чацверг

08.00-15.30

7.00

 

09.00-12.00

 

 (I, II ступень навучання)

Пятніца

09.00-16.3 0

7.00

 

09.00-10.00

10.00-13.30

15.45-16.20

( дз. сад)-індывідуальны занятак

 

Субота

08.30-

13.00

5

11.00-12.00

12.00-13.00

09.-11.00

(I- III ступень навучання)

 

УЗГОДНЕНА

Пратакол пасяджэння прафсаюзнага

прафсаюзнага камітэта  01.08. 2023г., №21

свернуть

Советы педагога-психолога. Психологическое насилие

Психологическое насилие: выявление признаков и последствия

 

Психологическое насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности, а также вызывающее у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности его эмоциональное развитие.

К психологическому насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

преднамеренная физическая или социальная изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального физического и со­циального общения, отвержение любви;

использование оскорблений, обидных прозвищ и унижение достоинства ребенка;

игнорирование потребностей ребенка;

«торговля запретами»;

терроризирование, т.е. поддержание постоянного напряжения, запугивание, угро­зы, неоднократное оскорбление ребен­ка словами и формирование стабильного чувства страха;

открытое неприятие и постоянная критика ребенка, вербальные угрозы в его адрес, брань, издевки, пристыживание;

запугивание наказанием;

использование ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому);

предъявление к ребенку завышенных требований, с которы­ми он не в состоянии справиться;

моральное разложение, привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков);

ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

однократное или многократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

частые конфликты в семье;

непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку.

Наиболее часто встречающимися последствиями психологического насилия над детьми являются:

задержки в развитии ребенка, умственном, эмоциональном, иногда даже речевом;

отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;

угроза адекватному развитию познавательных процессов и адаптационных способностей;

ранимость, снижение способности к са­моуважению;

развитие социальной беспомощности, т.е. ребенок легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей ве­роятности будет отвергаться сверстниками;

импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;

низкая самооценка и повышенная тревожность;

неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;

трудности в общении со сверстниками;

агрессивность;

неспособность принимать решения самостоятельно;

неспособность постоять за себя;

нездоровое представление о модели воспитания детей;

привыкание к тому факту, что насилие по отношению к нему оправданно;

жестокость и озлобленность на окружающих;

сложность в построении отношений;

недоверие к окружающим; 

постоянный стресс, страх, ожидание опасности, предательства или подвоха со стороны любого человека;

склонность к суициду;

проявление агрессии и жестокости к тем, кто слабее;

склонность к ведению неподобающего образа жизни: алкоголизм, наркомания, проституция, преступность;

неспособность предъявить адекватные требования к себе и окружающим.

Особенности поведения ребенка, свидетельствующие о применении к нему психологического насилия:

эмоционально невосприимчив, равнодушен;

грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрес­сия;

сосет пальцы, монотонно раскачивается;

замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

«приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

не проявляет интереса к играм;

испытывает ночные приступы страха, плохо спит;

имеет ночной и/или дневной энурез (недержание мочи);

высказывает психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, говорит о том, что ему плохо и т.д.;

имеет замедление физического и общего развития.

Психологические характеристики родителей, которые совершают насилие:

многие из таких родителей в детстве сами подвергались насилию;

не осознают своих потребностей, не могут опознать эти потребности в других, не способны интегрировать эти потреб­ности;

в момент стресса озабочены лишь своим состоянием;

воспринимают ребенка, как объект;

относятся к ребенку, как к собственности;

предъявляют к ребенку свою систему ожиданий (напри­мер, когда говорят ребенку: «Успокойся», а ребенок продолжает плакать, взрослый воспринимает это как проявление враждеб­ности и намеренное сопротивление);

имеют низкую самооценку;

импульсивные, агрессивные родители;

родители, которые получили военизированное воспита­ние (дети военных, милиционеров);

родители, подверженные религиозным культам.

На что обращать внимание при беседе с родителями (маркеры возможного психологического насилия):

негативная установка по отношению к педагогам, пси­хологам, занятиям по профилактике насилия, агрессивное от­рицание, высмеивание превентивной работы, а также пассив­ность и уклонение от обсуждения проблемы безопасности де­тей;

открытое высказывание насильственных, пренебрежи­тельных или дискриминационных установок с апелляцией к агрессивным «традициям» семейного воспитания и своему собственному детскому опыту;

постоянная критика и выражение враждебности по отно­шению к ребенку, перекладывание на него ответственности за собственные неудачи;

внешняя неопрятность, несоблюдение норм общения при беседе со специалистами и другими родителями, а также иное поведение родителей, указывающее на наличие проблем в сфере психического здоровья;

отсутствие беспокойства за жизнь и здоровье ребенка;

отсутствие внимания, ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;

признаки психических расстройств в поведении или про­явление патологических черт характера (агрессивность, воз­буждение и т.д.).

Задачи, стоящие перед специалистом, оказывающим помощь ребенку, пострадавшему от насилия:

уменьшение и ликвидация травматических переживаний;

разрушение обстановки секретности совершаемого наси­лия;

уменьшение у ребенка чувства стыда, вины, бессилия;

помощь в укреплении чувства собственной значимости;

формирование новых поведенческих установок;

обучение самостоятельности;

формирование навыков взаимодействия с окружающими людьми, умения  обращаться за помощью;

развитие восприятия ребенком собствен­ного организма, самоопределения.

Важно подвести ребенка к пониманию того, что забыть произошедшее нельзя, но жить с этим в новом качестве можно.

Если ребенок говорит Вам, что подвергается психологическому насилию:

Постарайтесь оставаться спокойными.

Установите зрительный контакт при разговоре с ребен­ком.

Поверьте ему. Ребенку незачем лгать о пережитом издева­тельстве, особенно если он рассказывает очень эмоционально, со всеми подробностями.

Не осуждайте его. Ведь насилие совершил другой чело­век, а пострадал ребенок.

Скажите ребенку, что в недостойном по отношении к нему обращении виноват не он, а тот человек, который допустил та­кое обращение.

Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, про­явив понимание и сочувствие. Приоритетным шагом является не немедленный и обильный сбор информации, а выслушива­ние ребенка.

Убедите ребенка, что он был прав, заговорив с вами о слу­чившемся.

Не преуменьшайте его боли. Не говорите, что ничего страшного не случилось.

Не отвергайте его: если вы осудите его, то это нанесет ему более глубокую рану, чем само насилие.

Скажите ребенку, что вы сожалеете о том, что произошло и хотите ему помочь.

Важно позволить ребенку эмоционально расслабиться, высказаться, проявить к ребенку заботу, показать его значимость и только потом принять решение по поводу даль­нейших действий.

При выявлении признаков (факторов) насилия над ребенком, необходимо действовать в соответствии с «Алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних».

свернуть

Советы педагога-психолога. Сексуальное насилие

Сексуальное насилие – использование несовершеннолетнего другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Сексуальное насилие может быть как контактным, так и бесконтактным. Поэтому, заблуждением является уверенность в том, что сексуальное насилие над ребенком обязательно оставляет физические свидетельства. Преступления против половой неприкосновенности детей включают в себя не только половой акт, но и развратные действия растлевающего характера (демонстрация половых органов и видеопродукции сексуального характера, а также побуждение, принуждение к этому и т.п.).

Кроме того, сексуальное насилие над детьми, в большинстве случаев, растянуто во времени.

В учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания следует помнить, что сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним может осуществляться со стороны не только незнакомых людей, но, и, к сожалению, со стороны педагогов, воспитателей, работников учреждений, старших воспитанников.

В случае, если преступник не входит в ближайшее окружение ребенка, то он выстраивает целую стратегию общения с будущей жертвой: начинает со знакомства, расположения ребенка к себе, постепенно переходит к бесконтактным, и только затем к контактным видам насилия. При этом насильник берет с ребенка обещание хранить в секрете то, что происходит с ребенком (иногда используя запугивание).

Роль педагогических работников учреждений образования с круглосуточным режимом пребывания – профилактика, своевременное обнаружение признаков, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии, предупреждение дальнейшего развития насилия в отношении несовершеннолетнего. 

 

Признаки сексуального насилия.

Физические признаки (медицинские): повреждения генитальной, анальной областей, нарушение целостности девственной плевы, «зияние ануса», следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер, заболевания, передающиеся половым путем, беременность, недержание кала, энурез, нервно-психические, психосоматические расстройства.

Поведенческие признаки: внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то, замкнутость (нелюдимость, отказ играть со сверстниками, держится в стороне от всех и др.), нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей, повышенный страх лиц определенного пола (только мужчин, или только женщин), боязнь социального физического контакта;

сексуальное отыгрывание; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий для частей тела; стеснительность или уклонение от привязанности к семье, несоответствующая возрасту осведомленность в вопросах сексуального поведения;

нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке.

 

Индикаторами сексуального насилия являются также (характерны для младших детей и подростков):

  • Высказывания, указывающие на несоответствующие возрасту сексуальные знания, часто сказанные невзначай.
  • Рисунки на явно сексуальные темы.
  • Взаимодействие с другими людьми с сексуальным подтекстом. Например, сексуальная агрессия по отношению к более младшим детям, сексуальная активность в отношении сверстников, сексуальные предложения или жесты старшим людям.
  • Сексуальные действия с животными или игрушками (особо характерно для детей младшего возраста).
  • Чрезмерная мастурбация.
  • Беспорядочные половые связи с различными сексуальными партнерами, занятие проституцией (проявляется в подростковом возрасте). 

 

Психологические признаки:

Следует помнить, что психологические реакции детей, переживших сексуальное насилие, зависят, в первую очередь, от возрастных особенностей.

Дети в возрасте 3-х лет.

Факты насилия в данном возрасте дети воспринимают как игру, поскольку не способны понять всю опасность и травматичность ситуации.

Однако в связи с тем, что такие игры ребенку не нравятся и приносят дискомфорт, то у него появляются страхи, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми либо самим насильником (могут называть его «страшным», обзывать). У детей может быть ночное недержание мочи и кала, повышенная потливость, мастурбация, тревожность и сниженный фон настроения. Игры зачастую монотонные с сексуальным подтекстом. Могут возникать трудности при концентрации внимания, легкая задержка развития познавательных функций.

 

 

4–6 лет.

В этом возрасте изменения особенно проявляются в эмоциональной сфере: постоянно пониженное настроение, тревога, чувство вины и страха. У многих детей может наблюдаться беспокойный, прерывистый сон с устрашающими сновидениями, отмечаются неприятные ощущения в области живота, периодически возникает энурез и энкопрез. Игры также носят сексуальный характер, могут появляться элементы агрессии (вырывать ног, руки у куклы, рвать одежду).

7-10 лет.

Дети отличаются замкнутостью, нежеланием контактировать с людьми, вплоть до появления симптомов аутизма. Возникают чувства стыда, отвращения, недоверия к миру. Также могут наблюдаться нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми.

11-13 лет.

К вышеописанным признакам младшего школьного возраста могут добавиться  пониженное настроение, депрессия, необщительность, низкая самооценка, агрессивное поведение. Отмечается сексуализированность поведения. У мальчиков могут возникать нарушения половой ориентации.

13-18 лет.

Наряду с перечисленными признаками у подростков данной возрастной категории ярко проявляется отвращение, стыд, вина, недоверие, противоречивые чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей, агрессия, избегание телесной и эмоциональной близости, непоследовательность и противоречивость поведения, чувство собственной ненужности, что может выражаться в попытках суицида, самовольных уходах/побегах.

 

ВАЖНО!

У ребенка, пережившего сексуальное насилие, не обязательно должны быть выражены все перечисленные признаки, некоторые могут просто отсутствовать. Кроме того, взятые в отдельности они могут наблюдаться и при других формах жестокого обращения с детьми, пренебрежения их жизненно важными потребностями. Однако обнаружение у ребенка нескольких из перечисленных особенностей является серьезным основанием для подозрения в совершении над ним сексуальных насильственных действий.

свернуть

Советы педагога-психолога. Особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношении к нему

Специфические признаки сексуального насилия

  • Откровенно сексуальные игры и поведение, не соответствующие уровню развития
  • Сексуально окрашенные рисунки и разговоры
  • Способность в деталях описать различные действия сексуального характера.
  • Чрезмерная мастурбация, открытая мастурбация
  • Вовлечение других детей в действия сексуального характера
  • Сексуальное насилие со стороны несовершеннолетнего по отношению к другим детям
  • Избегание мужчин или женщин
  • Стигматизация, изоляция от сверстников
  • Раннее начало сексуальной жизни, частая смена партнеров
  • Проституция


Поведенческие признаки наличия сексуального насилия над детьми:
3-4 года

  • Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.
  • Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату
  • Поведение ребенка становится сексуальным
  • Периодические ночные кошмары
  • Энкопрез и энурез
  • Нарушения сна
  • чрезмерное беспокойство
  • Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад
  • Регрессивное поведение

4-6 лет

  • Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий
  • Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату
  • Агрессивное сексуальное поведение с детьми
  • Псевдовзрослое поведение
  • Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении
  • Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится)
  • Нарушения сна
  • чрезмерное беспокойство;
  • Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.
  • Устраивает поджоги
  • Регрессивное поведение
  • Соматические жалобы (головные боли или боли в животе)
  • отказ от прогулок

6-8 лет

  • Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками
  • Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам
  • чрезмерное беспокойство
  • замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности
  • Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно
  • Внезапное ухудшение успеваемости
  • Не может найти друзей
  • Никому не верит
  • Не может сконцентрировать внимание
  • отказ от прогулок

8-10 лет

  • Сексуальные игры навязчивого характера
  • Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам
  • Нерегулярное посещение школы
  • чувство, что все старания недостаточны
  • чрезмерное беспокойство
  • сверхбдительность в отношении опасности или получения
  • травмы
  • замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности
  • отказ от прогулок

10-12 лет

  • Социальный уход
  • Агрессия по отношению к сверстникам
  • Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход
  • Внезапное ухудшение успеваемости
  • Никому не верит; чувство одиночества и изоляции;
  • Не может сконцентрировать внимание
  • Часто прогуливает школу.
  • Приходит в школу рано - уходит очень поздно.
  • Начальные признаки клинической депрессии.
  • чрезмерное беспокойство
  • сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы
  • замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности
  • перепады настроения или вызывающее поведение
  • отказ от прогулок

12-18 лет

  • Симптомы клинической депрессии, нарушения сна, суицидальные наклонности, изоляция от окружающих
  • Побеги из дома
  • Промискуитет
  • Асоциальное поведение: драки, нанесение побоев другим детям или животным
  • чрезмерное беспокойство
  • Не участвует в школьных мероприятиях
  • Аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)
  • Совершение преступлений
  • диссоциация (восприятие себя как будто «со стороны»)
  • сверхбдительность в отношении опасности или получения травмы
  • перепады настроения или вызывающее поведение
  • замкнутость или отстранение от обычных видов деятельности
  • чувство одиночества и изоляции
  • попытки суицида или опасное поведение
свернуть

Советы педагога-психолога. Как распознать суицидальные наклонности у подростка

Дети в кризисной ситуации

Мы выбираем жизнь

Подростковый возраст один из самых сложных и тяжелых периодов в жизни, как самого ребенка, так и его родителей.

Подростковый возраст характеризуется множеством особенностей, связанных как с внешними, так и внутренними проявлениями.

Подростковый суицид, к сожалению, во всем мире достаточно распространенная проблема.

Суицид – это намеренное осознанное лишение себя жизни. Именно суицид является крайним выражением аутоагрессии.

Аутоагрессия – это такая поведенческая форма, при которой объектом выплеска агрессии, скопившейся в человеке, является не окружающие, а он сам. Проявляется в самообвинения, нанесении себе телесных повреждений (парасуицидальное поведение), самоунижении, депрессивных и суицидальных мыслях и попытках.

Практика показывает, что те семьи, в которых с самого рождения поддерживается связь между ребенком (детьми) и родителями – суицид встречается очень редко. Когда с взрослением ребенка не теряется та невидимая нить доверия (которой может уже не быть к подростковому возрасту, так как она была порвана неправильным поведением и воспитанием), тогда причин для возникновения суицида у подростка очень маловероятна.

Итак, обратимся к основным признакам суицидального поведения у подростка:

1) Уход в себя.

Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.

2) Капризность, привередливость.

Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

3) Депрессия.

Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

4) Агрессивность.

Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

5) Нарушение аппетита.

Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

6) Раздача подарков окружающим.

Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

7) Психологическая травма.

Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

8) Перемены в поведении.

Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

9) Угроза.

Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).

10) Активная предварительная подготовка.

Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

 

Что могут увидеть родители:

в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.

Что могут увидеть педагоги:

изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.

свернуть