Руководитель методического объединения руководителей
по военно-патриотическому воспитанию
Грицкевич Николай Петрович,
ГУО "Средняяя школа № 6 г.Сморгонь",
руководитель по военно-патриотическому воспитанию
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию
государственного учреждения образования
"Залесская средняя школа
Сморгонского района"
Жук Андрей Сергеевич
Что такое патриотизм
Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?
Уровни патриотизма
Задачи патриотического воспитания на примере школы
Методы патриотического воспитания
Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания
3. Роль педагога в патриотическом воспитании
Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.
Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?
Есть люди, которые родились вдали от Родины предков, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.
1.Что такое патриотизм
Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».
Понятие “Я – патриот”
В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.
Педагоги и психологи единодушны в том, что школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель этого периода.
Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.
2.Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?
развитие любви к своему отечеству;
готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
преданность Отечеству.
2.1. Уровни патриотизма
Личностный. Этот уровень включает взгляды и мировоззрение конкретного человека, допустимые нормы поседения, идеалы. В случае школьного коллектива – это патриотические чувства каждого конкретного ребенка. Цель – воздействие на личность ребенка.
Общественный. Это макроуровень патриотизма – часть общественного сознания, она находит свое выражение в коллективном настроение, чувствах, культуре, представления, образе жизни, ценностях.
Гражданско-патриотическое воспитание – состав
Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.
Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:
уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
повышение престижа военной службы;
вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.
2.2. Задачи патриотического воспитания на примере школы
Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить не только на кружке и факультативе по военно- патриотическому воспитанию, но и на уроках географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Беларусь имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
Цель - воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.
Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.
Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.
Урок обществоведение – один из методов патриотического воспитания
В старших классах вводится такой предмет, как обществоведение, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.
В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.
Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.
Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.
2.3. Методы патриотического воспитания
Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.
При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.
Составление родословного дерева – метод патриотического воспитания
Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.
Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.
Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.
Встреча с ветеранами войны и труда – важный метод ВПВ
Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди - это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине.
Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.
Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить
Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.
Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры. Патриотические игры проводятся уже с первых классов.
В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой.
Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.
В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всем протяжении жизни человека.
Особая роль в вопросах военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.
Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.
2.4. Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания
Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
Гуманный подход к личности ребенка.
Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.
Роль педагога в патриотическом воспитании
Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.
Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:
результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
воспитывать новое поколения Беларуси на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.
Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.
Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.
Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.
Военная служба по контракту – это военная служба граждан, которую они в целях исполнения конституционного долга по защите Республики Беларусь добровольно обязуются проходить в соответствии с законодательством Республики Беларусь на условиях заключенного контракта. Источник: ст. 1 Закон РБ О воинской обязанности.
В рамках реализации Программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы, утвержден-ной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2021 г. № 773, с целью укрепления престижа службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, реализации системы военно-патриотического воспитания и общественного содействия безопасности и обороне Республики Беларусь просим оказать содействие в информировании заинтересованных о военной службе по контракту в Вооруженных Силах Республики Беларусь.
План работы кіраўніка па ваенна-патрыятычнаму выхаванню
Мэта:
садзейнічаць развіццю ў вучняў пачуцця грамадзянскасці, патрыятызму як важнейшых духоўна-маральных і сацыяльных каштоўнасцей; фарміраванню развіцця маральных і духоўных якасцей грамадзяніна і патрыёта, гатоўнасці да актыўнай праявы гэтых якасцей у розных сферах жыцця.
Задачы:
Прывіваць павагу да нацыянальнай спадчыны, традыцый, звычаяў, культуры народа Беларусі;
Стварыць умовы для:
выхавання ў навучэнцаў паважлівага стаўлення да сімвалаў дзяржавы;
фарміравання пачуцця гонару за сваю краіну і гатоўнасці да выканання сацыяльнай ролі грамадзяніна Рэспублікі Беларусь;
выхавання павагі да ўзброеных сіл Рэспублікі Беларусь і абаронцаў Айчыны;
фарміравання ў юнакоў маральна-псіхалагічнай і фізічнай гатоўнасці да выканання імі канстытуцыйнага абавязку па абароне Радзімы.
Садзейнічаць выхаванню павагі да старэйшых, любові да Радзімы і адданасці свайму народу.
№ п/п
Назва мерапрыемстваў
Катэгорыя
вучняў
Тэрмін
рэалізацыі
Адказныя выканаўцы
Ваенна-ідэалагічны накірунак
1.
Удзел у рэалізацыі інфармацыйны- адукацыйнага праекта “ШАГ”:
“Радзіма мая Беларусь у асобах. Абаронцы Айчыны”;
“Радзіма мая Беларусь у асобах. Адданыя справе і краіне”;
“Радзіма мая Беларусь у асобах. Вынік”
Вучні
VІІІ-ХІ класаў
28.03.2024
22.02.2024
23.05.2024
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
2.
Гадзіна зносін “Беларусь моцная адзінствам”
ІХ
Верасень
Жук А.С.
Азарава Т.Ф
3.
Інфарм-дайджэст “Рэспубліка Беларусь на карце свету»
V-VIII
Верасень
Жук А.С
Талькоўская Л.К.
4.
Гульня-віктарына “Жыву ў Беларусі –тым ганаруся”
V-VIII
Верасень
Жук А.С
5.
Зорны паход “Дорогами отцов – дорогами героев!
Лістапад-май
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
6.
Інфармацыйныя гадзіны
“Дзеці – ахвяры генацыду ў гады Вялікай Айчыннай вайны”;
“Адна ў чалавека маці, адна радзіма”
І-ІV
V-VIII
Люты
Май
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
7.
Разнавальная гульня “Мае правы, мае абавязкі”
І-ІV
Снежань
Жук А.С.
8.
Інтэрактыўная гутарка “Служба ў арміі. Прызыў. Прызыўнік”
VIII-ІХ
Студзень
Жук А.С.
9.
Дыскусія “Што значыць быць патрыётам сёння?”
ІХ-ХІ
Люты
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
10.
Прагляд і абмеркаванне фільмаў патрыятычнай накіраванасці
Інфармацыйны рактыкум “Веру – не веру. Вучымся працаваць з інфармацыяй”
VII-ХІ
Сакавік
Жук А.С.
14
Круглы стол “Як гэта было…” (да Дня чарнобыльскай трагедыі)
ІХ-ХІ
Красавік
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
15.
Акцыя “Помнік”
VII-ХІ
На працягу года
Жук А.С.
16.
Арганізацыя паказаў з наступным абмеркаваннем
хроніка-дакументальных, кіна- і відэафільмаў аб Вялікай Айчыннай вайне і іншых падзеях ваенных ліхалеццяў на тэрыторыі Беларусі
“Лес чалавека”;
“Ідзі і глядзі”;
“Вазьму твой боль”;
“Салдацік”;
“Брэсцкая крэпасць”
V-ХІ
Лістапад
Студзень
Люты
Сакавік
Май
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
2.
Ваенна-гістарычны накірунак
1.
Арганізацыя наведвання, правядзенне агляднай экскурсіі ў музей в/ч 2044
VII-ХІ
Студзень
Жук А.С.
2.
Правядзенне сустрэчы з прадстаўніком дзяржаўнага
пагранічнага камітэта Рэспублікі Беларусь “На варце
межаў нашай Радзімы”
VII-ХІ
Люты
Жук А.С.
3.
Урокі памяці па пытаннях ваеннай гісторыі
“Афганістан – наша памяць і боль”;
“Аб чым звіняць званы Хатыні?”;
“Ты хочаш міру? Помні аб вайне”
І-ХІ
Люты
Сакавік
Мй
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
4.
Ваенна-патрыятычная віктарына “Гісторыя: пытанні
і адказы” (да дня юнага героя-антыфашыста)
V- VII
Люты
Жук А.С.
5
Афармленне тэматычных літаратурных выстаў,
прымеркаваных да памятных дат
На працягу года
Жук А.С.
Рабчэўская Л.А.
6.
Брэйн-рынг “Знатакі гісторыі роднага краю”
І- IV
Сакавік
Жук А.С.
7.
Конкурс агітбрыгад “Я патрыет, а гэта значыць…”
V-ХІ
Сакавік
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
8.
Вахта памяці “Слава Табе, салдат -пераможца!”
VІІІ-Х
Май
Жук А.С.
9.
Удзел у Рэспубліканскай акцыі “Беларусь памятае”
І-ХІ
Май
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
10.
Конкурс дзіцячай творчасці “Нам гэты свет завешчана берагчы”
І- V
Май
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
11.
Конкурс электронных плакатаў, калажаў, малюнкаў “Вялікая Перамога”
V-ХІ
Май
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
12.
Віктарына “Гісторыя піянерыі Беларусі” (да Дня піянерскай дружбы)
V- VII
май
Жук А.С.
Педагог-арганізатар
Ваенна-спартыўны накірунак
1.
Падрыхтоўка да ўдзелу ў спартакіядзе па праграме
зімовага і летняга мнагабор’я “Абаронца Айчыны”
сярод юнакоў дапрызыўнага і прызыўнога ўзросту ў рамках дзяржаўнага фізкультурна-аздараўленчага
комплексу Рэспублікі Беларусь
ХІ
Студзень
Красавік
Жук А.С.
Леўчанка С.М.
2.
Ваенна-патрыятычная гульня “Служу Радзіме!”
VIII - XI
Люты
Жук А.С.
3.
Падрыхтоўка да ўдзелу ў ваенна-патрыятычных гульнях “Зарніца”, “Зарнічка”
IV - X
Красавік-май
Жук А.С.
4.
Спартыўнае мерапрыемства “ЗаБег!”
ІХ-ХІ
Красавік
Жук А.С.
Леўчанка С.М.
Забеспячэнне выканання патрабаванняў і нормаў бяспекі пры арганізацыі адукацыйнага працэсу
1.
Кантроль за выкананнем патрабаванняў і нормаў бяспекі пры арганізацыі адукацыйнага працэсу па вучэбным прадмеце “Дапрызыўная падрыхтоўка”
Х-ХІ
На працягу года
Жук А.С.
2.
Кантроль за стварэннем бяспечных умоў пры
арганізацыі інфармацыйнай працы, накіраванай на
папярэджанне дэструктыўнага інфармацыйнага ўздзеяння на ўдзельнікаў адукацыйнага працэсу
І-ХІ
На працягу года
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
Педагог-псіхолаг
Прафілактычная работа з вучнямі
1.
Індывідуальныя, групавыя гутаркі з навучэнцамі з мэтай прафілактыкі правапарушэнняў, шкодных залежнасцей
“ Шкодным залежнасцям – не” ;
“Мат – не наш фармат”;
“Права нужны, а обязанности важны”;
“Прафілактыка правапарушэнняў у сетцы Інтэрнэт””
“Курэнню – не”
І-ХІ
Кастрычнік
Лістапад
Снежань
Студзень
Сакавік
Жук А.С.
Класныя кіраўнікі
Педагог-псіхолаг
2
Удзел у пасяджэнні савета ўстановы адукацыі па прафілактыцы безнагляднасці і правапарушэнняў непаўналетніх (пры неабходнасці)
На працягу года
Жук А.С.
Прафарыентацыйная работа з вучнямі
1.
Рэспубліканскія патрыятычныя акцыі “Да абароны
Айчыны гатовы!”, “Служым Беларусі!”
І-ХІ
На працягу года
Жук А.С.
2.
Правядзенне лекторыя “Абарона Айчыны –
абавязак грамадзяніна”
ІХ-ХІ
Студзень
Жук А.С.
3.
Круглы стол “Прафесія - ваенны” ( з запрашэннем прадстаўніка ваеннага камісарыята)
VIII-ХІ
Студзень
Жук А.С.
4.
Правядзенне сустрэчы з прадстаўнікамі УА “Ваенная Акадэмія Рэспублікі Беларусь “ па парадку растлумачэння ўмоў паступлення ў ваенныя ВНУ РБ і прэстыжу вайсковай службы
VIII-ХІ
Студзень
Жук А.С.
Узанмадзеянне з бацькамі (законнымі прадстаўнікамі) вучняў
1
Выступленне на бацькоўскім сходзе “Клас ваенна-патрыятычнага накірунку – школа грамадзянскасці”
VIII
Верасень
Жук А.С.
2.
Выступленне на агульнашкольным бацькоўскіі сходзе “Прафесія ваеннага – прэстыжная прафесія”
Снежань
Жук А.С.
3
Выступленне на агульнашкольным бацькоўскіі сходзе “Служба ў арміі – школа мужнасці”