РУС БЕЛ ENG

Школа - территория здоровья

Памятка по проверке соблюдения в учреждении образования санитарно- гигиенических требований

Памятка по проверке соблюдения в учреждении образования санитарно- гигиенических требований

 

1. Соответствие режима работы учреждения образования, расписание уроков и занятий санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Анализ графика контрольных работ.

3. Посадка учащихся (соответствие размера парты росту учащегося; где сидят  учащиеся со слабым зрением).

 4.Соблюдение светового режима (соблюдение норм искусственного освещения, очистка окон, наличие на окнах цветов, занавесок, уменьшающих освещенность).

5. Выполнение на уроках комплекса упражнений, предупреждающих развитие близорукости.

 6.Соблюдение воздушных и тепловых режимов.

7.Создание условий для мытья рук.

8. Питьевой режим, влажная уборка (наличие фонтанчиков, соблюдение периодичности уборки классов, рекреаций, спортивного зала, столовой).

9. Проведение физкультпауз, подвижных перемен.

10.Соответствие кабинета информатики и уроков информатики санитарно- гигиеническим требованиям.

11.Соблюдение учащимися гигиенических требований при посещении столовой. Количество учащихся, питающихся в столовой.

12. Санитарное состояние классов, туалетов, мастерских, спортивного зала (применение для обивки стен пластика, выделяющего вредные вещества).

13.Наличие и работа санитарных постов.

 14.Проведение санитарно-просветительской работы с учащимися и родителями. Профилактика СПИДа.

15. Итоги углубленного медицинского осмотра учащихся (количество учащихся с недостатками зрения, слуха, с нарушением осанки и другими заболеваниями).

16.Осведомленность администрации, классных руководителей о результатах медосмотра.

17.Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной и подготовительной медицинским группам.

 

свернуть

Реализация проекта

Реализация проекта

 

Сроки и этапы реализации проекта.

 1. Аналитическо-диагностический (2018 год):

1.1.  анализ исходного состояния здоровьеформирующей деятельности

школы;

1.2.  постановка и осмысление проблемы.

2. Экспериментальный (2018 -2019год):

2.1.     поиск путей решения поставленной проблемы;

2.2.     создание условий необходимых для реализации Проекта;

2.3.     организация     эффективной  здоровьесберегающей  деятельности образовательного учреждения;

2.4.     апробация  выбранных здоровьесберегательных  образовательных технологий, форм и методов обучения.

3. Рефлексивно - обобщающий этап (2020 год):

3.1.     анализ полученных результатов;

3.2.     соотнесение полученных результатов с целями и ожидаемыми результатами проекта;

3.3.     формирование адекватных и целостных представлений о проблеме и результатах решения;

3.4.     определение перспективы развития Проекта.

IV.  Механизм реализации проекта.

I. Анализ исходного состояния здоровьеформирующей деятельности школы.

1. Создание      условий      в      учреждении      образования      для здоровьеформирующей деятельности:

1.1.  организация здоровьесберегающей образовательной среды:

-   организация учебного процесса и режима учебной нагрузки;

-   деятельность по совершенствованию медицинского обслуживания;

-   организация питания;

1.2.  ресурсы школы.

2. Анализ состояния здоровья основных участников образовательного

процесса:

2.1. мониторинг состояния здоровья детей (за три года):

-   динамика распределения обучающихся по группам здоровья;

-   мониторинг физического развития учащихся;

-   заболеваемость учащихся;

-   наличие учащихся, имеющих вредные привычки;

-   мониторинг физической подготовленности учащихся.

3. Образовательная деятельность школы по формированию культуры

здорового образа жизни.

4.     Внеурочная  деятельность  школы  по  формированию  культуры

здорового образа жизни.

4.1.     физическое воспитание и двигательная активность учащихся;

4.2.     проведение спортивно- массовых мероприятий, фестивалей, акций.

5. Участие родителей в здоровьеформирующей деятельности школы.

6.        Исходный   мониторинг   эффективности   здоровьесберегающей

деятельности школы.

II. Разработка модели здоровьесберегающей среды в учреждении образования, в основе которой комплексный подход к пониманию содержания здоровья:

1.  Создание системы здоровьесбережения в образовательной деятельности.

2.  Создание системы здоровьясбережения в воспитательной деятельности школы.

3.  Организация работы шестого школьного дня и комплекса оздоровительных мероприятий для учащихся I-VIII классов.

4.  Организация деятельности ученического социального центра, агитбригады «Мы за здоровый образ жизни!» с целью пропаганды и популяризации принципов здорового и безопасного образа жизни.

5.  Проектная деятельность учащихся в направлении пропаганды и популяризации принципов здорового образа жизни

6.  Межведомственное взаимодействие по формированию культуры здорового образа жизни как основа комплексного подхода к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья.

7.  Создание оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения.

III.       Разработка, подбор и апробация критериев и показателей

эффективности комплексного подхода к решению проблем здоровья

учащихся и комплекса диагностических методик для определения

эффективности здоровьесберегающей деятельности учреждения

образования.

IV.    Проведение проблемных семинаров, открытых мероприятий с

целью распространения и обмена опыта работы школы по формированию

культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.

V. Концептуальные основы проекта «Школа- территория здоровья»

 В основе Проекта лежат следующие принципы и подходы:

1.           Аксиологический подход, предполагающий изменения

мировоззренческих установок участников, как в личностной, так и

профессиональной сферах, рассматривающих здоровье и стремление быть

здоровым как одну из главных ценностей человеческого бытия.

2.    Деятельностный подход, позволяющий выстроить необходимую

практическую деятельность учителя и ученика через активные формы обучения

и воспитания и активное взаимодействие и направленную на реализацию

здоровьесберегающего учебно- воспитательного процесса;

3.      Системный подход, который рассматривает образовательное

учреждение как управляемую систему и позволяет организовать необходимые,

задаваемые целеполаганием изменения в образовательном процессе для

реализации здоровьесберегающей направленности через создание

педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное управление

элементами системы на основе мониторинга получаемых результатов, что

позволяет оценивать эффективность достижения поставленных целей.

Реализация проекта «Школа - территория здоровья» может стать существенным вкладом в развитие здоровьесберегающих идей и практики их реализации в учреждениях образования нашего города. А опыт нашего учреждения в направлении сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса может оказаться важным и быть интересным и востребованным для школ города и региона.

свернуть

Положение о службе здоровья

Положение о службе здоровья

 

1. Общие положения

1.1. Служба здоровья государственного учреждения образования «Средняя школа 6 г. Сморгони» (далее – Служба здоровья) – организационная форма взаимодействия специалистов учреждения образования по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития ку льтуры здоровья и на её основе формирования здорового образа жизни.

1.2. Настоящее Положение регулирует социально-реабилитационную, психологическую, оздоровительную, деятельность Службы здоровья.

1.3. Служба здоровья осуществляет свою деятельность в соответствии с действующими   Законами Республики Беларусь, Постановлениями Правительства Республики Беларусь, Уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, настоящим Положением и приказами директора.

1.4. Служба здоровья проводит анализ своей деятельности, подготавливает отчетные, информационно-справочные и аналитические материалы для представления администрации учреждения.

2. Цели и задачи службы здоровья школы

Целью Службы здоровья является создание здоровьесберегающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.

Задачами Службы здоровья являются:

 повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей и формирование на её основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей;

 организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесберегающий характер образовательного процесса и личную безопасность учащихся;

 создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости обучающихся наиболее распространёнными болезнями детей и подростков, в том числе обусловленными образовательным процессом и социально обусловленными заболеваниями;

 профилактика употребления ПАВ.

3. Основные направления деятельности Службы здоровья школы 

3.1. К основным направлениям деятельности Службы здоровья относятся:

  мониторинг здоровья и образа жизни учащихся, качества здоровьесберегающей среды учреждения образования;

  повышение готовности педагогов и специалистов к здоровьесберегающей деятельности; внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения;

  совершенствование образовательных технологий и методики формирования физической, информационной, экологической, психологической, валеологической культуры учащихся – медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса;

  создание условий для здорового питания в образовательном учреждении;

  содействие укреплению здоровья учащихся на основе разработки их индивидуальных оздоровительных программ;

  валеологическое, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учащихся.

4. Организационные основы

4.1. Служба здоровья находится в непосредственном подчинении у руководителяучреждения.

4.2. Непосредственное руководство Службой здоровья осуществляет руководитель Службы здоровья, назначаемый и освобождаемый от должности приказом директора школы.

4.3. Организационная структура Службы здоровья определяется администрацией школы.

4.4. В службу здоровья входят: медицинские работники, педагог-психолог, социальный  педагог, учителя ОБЖ, преподаватели физической культуры и здоровья и другие педагоги. Их функциональные обязанности определяются      руководителем школы.

4.5. Порядок создания Службы здоровья:

4.5.1. Служба здоровья создаётся приказом директора школы.

4.5.2. В соответствии с задачами и направлениями деятельности Службы здоровья директор школы вносит изменения в должностные инструкции специалистов – работников Службы здоровья.

4.5.3. Образовательное учреждение разрабатывает план деятельности Службы здоровья в соответствии с Положением о службе здоровья образовательного    учреждения.

4.5.4. Для организации деятельности Службы здоровья учреждение образования выделяет и оснащает помещения для проведения мероприятий по оздоровлению  учащихся: медицинские, оздоровительные, физкультурные, образовательные, социально-психологические.

4.5.5. Служба здоровья взаимодействует с иными организационными структурами учреждения образования: службами, центрами, советами, методическими объединениями.

4.5.6. Служба здоровья регулярно информирует участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) о результатах деятельности образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающей образовательной среды, организации здоровьесберегающего уклада жизни учреждения.

4.5.7. Деятельность Службы здоровья строится на основе социально-педагогического партнёрства с родителями учащихся, а также с учреждениями образования  (дополнительного, профессионального), здравоохранения, физической культуры и спорта, районными органами власти по вопросам обеспечения здоровья участников образовательного процесса.

5. Обязанности и права руководителя и специалистов Службы здоровья

5.1. Руководитель службы здоровья школы обязан:

 совместно с администрацией образовательного учреждения осуществлять подбор и профилизацию кадров по основным направлениям деятельности службы;

  осуществлять руководство всеми направлениями деятельности Службы здоровья, осуществлять контроль выполнения рабочих планов, целевых групп и конкретных специалистов Службы здоровья;

   участвовать в ресурсном и научно-методическом обеспечении деятельности Службы здоровья;

  осуществлять анализ деятельности службы здоровья, обобщать и представлять полученные результаты субъектам образовательного процесса – педагогам учащимся, родителям;

 5.2. Руководитель Службы здоровья школы имеет право:

  определять полномочия специалистам Службы здоровья по вопросам организации здоовьесберегающей деятельности;

  вносить предложения по вопросам развития учреждения образования, его ресурсного обеспечения, коррекции образовательного процесса и педагогической деятельности в образовательном учреждении на основе мониторинга здоровья;

  посещать занятия, уроки, иные мероприятия, проводимые в учреждении образования для анализа и оптимизации образовательного процесса и педагогической деятельности на здоовьесберегающей основе;

  обращаться в научно-образовательные учреждения по вопросам научно–методического обеспечения деятельности Службы здоровья;

  ставить перед органами управления образованием вопросы, связанные с совершенствованием Службы здоровья.

5.3. Специалисты Службы здоровья обязаны:

популяризировать здоровый образ жизни;

участвовать в проведении мониторинга, коррекции здоровья и индивидуального стиля жизнедеятельности учащихся и педагогов;

планировать работу в соответствии с выявленными проблемами на основе результатов мониторинга здоровья;

рекомендовать по итогам мониторинга здоровья педагогам и родителям  образовательный маршрут для учащегося;

5.4 Специалисты Службы здоровья школы имеют право:

участвовать в обсуждении вопросов, касающихся деятельности Службы здоровья и вносить предложения по её совершенствованию;

взаимодействовать с организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья, при составлении индивидуальных оздоровительных программ учащихся;

вносить предложения по улучшению материально-технического обеспечения соответствующих помещений Службы здоровья.

6. Финансирование

6.1. Финансирование Службы здоровья осуществляется за счёт средств бюджета в соответствии с утвержденным штатным расписанием и сметой расходов.

свернуть

Внедрение оздоровительных технологий

Внедрение оздоровительных технологий

 

Актуальность данного инновационного проекта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем и здоровьеформирующем образовании, направленном на повышение эффективности и качества обучения, развитие личности и сохранение здоровья участников образовательного процесса посредством реализации принципов педагогической эргономики. Актуальность детерминирована обострением в педагогической практике следующих противоречий: между наличием научного эргономического обоснования образовательного процесса и недостаточным уровнем компетентности педагогических работников в вопросах здоровьесберегающего и здоровьеформирующего обучения в соответствии с принципами педагогической эргономики;  значимостью проблемы создания здоровьеформирующей среды в учреждении для обеспечения разностороннего развития личности обучающихся и недостаточным информационным, учебно-методическим, дидактическим и материально-техническим обеспечением образовательного процесса с учётом эргономических требований;         повышением качества образования и недостаточной дифференциацией учебных нагрузок на учащихся различных гетерогенных групп, ведущей к переутомлению, стрессам. Преимущества предлагаемой модели по отношению к уже используемым заключается в следующем:  стояние за конторкой сглаживает основной негативный фактор, ухудшающий здоровье школьников – обездвиженность, является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза, атеросклероза, других заболеваний, связанных с обездвиженностью ребенка в школе; плотность двигательной активности на академическом уроке возрастает до 80 – 85% (при традиционном режиме за партой – лишь 10 –18%); организация учебного процесса на основе двигательного компонента увеличивает жизнестойкость организма ребенка в 2 – 3 раза; дети реже болеют, снизились показатели по диспансерным больным; уменьшилось количество детей, имеющих низкий уровень общей физической подготовки, и детей с развитием осанки ниже нормы; у обучающихся возрос уровень мотивации, интерес к предметам; повысился уровень воспитанности; мальчики добиваются больших успехов в обучении, если учатся отдельно от девочек; у детей и подростков, занимающихся за конторками, проявления нервно-психических срывов, агрессии, драк – в 5 – 6 раз меньше, нежели в классах, работающих в традиционном режиме за партой.

Предлагаемая модель базируется на принципах педагогической эргономики, как и все здоровьесберегающие технологии доктора медицинских наук, профессора В.Ф.Базарного, а именно:

 1. принцип безопасности образовательного процесса, организованного в режиме смены динамических поз обучающихся с использованием ростомерной мебели с наклонной поверхностью, парт и конторок, которые позволяют сохранять и укреплять телесную вертикаль как основу энергетики человеческого организма, здоровой жизнедеятельности;

 2. принцип комфортности, обеспечивающий гармоничное развитие субъектов образовательного процесса посредством разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, воздействующих на процесс внимания и скорость реакции, формирование чувства общей и зрительной координации, расширение зрительных горизонтов, развитие творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на учебных и факультативных занятиях по всем предметам с использованием специальных тренажёров;

 3. принцип надежности, направленный на обеспечение безотказности функционирования образовательного процесса путем использования средств обучения, развивающих в тесной взаимосвязи естественные психические и физические процессы путем переключения зрения с ближнего на дальнее, формирования шагового логоритма при чтении текста, использования каллиграфического письма перьевой ручкой, «бескнижного чтения» и хорового пения, основанного на народных песнях и классической музыке;

 4. принцип психофизиологической адаптивности предполагает создание конструктивной учебно-предметной среды и всех ее компонентов на основе естественных психофизиологических методов и приемов, позволяющих исключить формирование у детей шизоидной психической конституции, раннюю потерю зрения и активизировать фундаментальный биогенетический механизм, формирующий в человеке его человеческую сущность;

 5. принцип хронометрических соответствий в учебной деятельности предполагает разумное сочетание внешнего вмешательства с внутренними тенденциями (системами) субъекта образовательного процесса с целью активизации его природного потенциала и организации самоупраляемого развития на основе осознанной природосообразной флуктуации;

 6. принцип эстетичности предполагает использование природосообразных способов обучения, посредством которых дети, совместно с педагогами и родителями, созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду, развивая эстетический вкус и нравственно-эстетические качества личности. Принципы педагогической эргономики, связанные с педагогическим воздействием, являются интегративными: их соблюдение обеспечивает человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни.

В основе предлагаемой модели:  схема взаимодействия всех участников образовательного процесса, социальных партнеров образовательного учреждения – учреждений культуры, здравоохранения, физкультурных учреждений, правоохранительных органов) по организации здоровьесберегающей, безопасной для обучающихся среды; учет всех педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий, необходимых для реализации технологий здоровьесбережения и коррекции отклонений здоровья в соответствии с индивидуальными показателями здоровья обучающихся; обоснование необходимой базы для обеспечения организации учебного процесса, направленного на минимизацию риска для здоровья в процессе обучения, предотвращающего формирование дезадаптационных состояний обучающихся (переутомления, гиподинамии, стрессов, формирования различного вида зависимостей, в том числе алкогольной, наркотической, никотиновой, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций); описание материально-технического и информационного обеспечения воспитательной работы с обучающимися и их родителями; научно-методическое обеспечение, в т.ч. профилактические, здоровьесберегающие программы, реализуемые с использованием компьютерных технологий (электронные диагностические программы по выявлению тревожности у обучающихся начальной школы, диагностике выявления эмоциональной напряженности, исследованию мотивации одобрения, исследованию самочувствия, активности и настроения, исследованию уровня субъективного контроля, диагностике уровня познавательной сферы, исследованию патохарактерологических особенностей подростков (склонность к риску, суициду, депрессии, алкоголизации и различным формам девиантного поведения), выявлению мотивации потребления алкоголя и психоактивных веществ, а также электронные методические пособия); научно-методическое сопровождение информатизации в образовательном процессе, предусматривающее минимизацию рисков отрицательного воздействия использования комплекса технических средств на здоровье обучающихся.

При разработке модели учтены ресурсные возможности учреждений общего среднего образования в зависимости от их локализации (мегаполис, областной, районный центр, сельская местность, состав обучающихся интегрированных классов и т.д.). Предлагаемая модель организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики выступает как специфическое отношение между субъектами и концептуальной схемой, то есть системой конкретных научных представлений. Главным признаком данной модели является то, что она представляет некоторую четкую фиксированную связь элементов, отражающих внутренние, существенные отношения реальности. Психолого-педагогическая модель организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики имеет многоуровневую структуру, которая включает: ценности, цель, задачи, принципы педагогической эргономики, функции, аспекты, интерактивные формы, ожидаемые результаты. При этом специфичность предлагаемой модели состоит в том, что на определенных подуровнях предусматривается взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Философско-этической основой предлагаемой модели являются базовые общечеловеческие ценности: гуманизм, труд, социальное благополучие, человеческое достоинство, здоровье, гармония человека и окружающей среды.

Структура модели представляет собой систему, в основе которой находятся субъекты образовательного процесса: обучающиеся, родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся), педагоги, руководители учреждения образования.

Реализация предлагаемой модели предусматривает следующие ценности, структурированные в соответствии с теоретически обоснованными субъектами данного процесса: обучающиеся – осознание ценности своего здоровья, необходимости профилактики нарушений; родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) – осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок в плане охраны здоровья ребенка; педагоги – создание системы ценностей обучающегося; руководители учреждения образования – достижение соответствия между декларируемыми и реально-действующими условиями системы здоровьесбережения ребенка и педагогической эргономики.

Цель реализации данной модели – сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики. Достижение цели предполагает решение теоретически обоснованных задач, классифицированных с позиций субъектов этого процесса: обучающийся – осознание важности здорового образа жизни и активно-познавательное стремление к реализации, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни; родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) – удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение ребенка в режим саморазвития, самовоспитания; педагоги – сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы педагогической эргономики; руководители учреждения образования – создание условий для организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономике.

Центральное положение модели занимают принципы педагогической эргономики: безопасности; комфортности; надежности; психофизической адаптивности; хронометрического соответствия; эстетичности, или дидактического дизайна. Каждый из представленных принципов имеет научное обоснование и перспективные направления работы, реализуемые через функции, классифицированные с позиций субъектов данного процесса:

Обучающиеся – самореализация (овладение системой научных знаний, умений и навыков и их практическое применение во взаимодействии с природой и людьми для удовлетворения потребности в самореализации); родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) – воспитательная (создание благоприятных условий для развития нравственно-эстетических качеств личности) и психофизиологическая (выявление и удовлетворение истинных потребностей ребенка, восстановление интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил, формирование умений и навыков сохранения и укрепления здоровья);

педагоги – образовательная и нравственно-эстетическая (создание условий для интеллектуально-творческого развития личности обучающихся посредством освоения системы научных знаний, умений и навыков и их практического применения; развитие нравственно-эстетических качеств личности при взаимодействии с окружающим миром); руководители учреждения образования – организационно-конструктивная и психотерапевтическая (обеспечение безопасности, комфортности и надёжности образовательного процесса, оптимизация инфраструктуры учреждения; гармонизация межличностных отношений).

В модели выделяются четыре основных аспекта, классифицированных с позиций субъектов процесса реализации принципов педагогической эргономики: личностный, командный, образовательный, деятельностный.

С позиций учащихся приоритетным является личностный аспект. Личность формируется посредством обретения культуры, поэтому культурно-оздоровительная деятельность всегда приобретает личную значимость. Необходимо, чтобы процесс обучения и воспитания был направлен на цель, которую определил сам участник образовательного процесса. Для этого важно уточнить значение деятельности, которая затем будет направлять его к цели.

С позиции родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) важным аспектом является командный. Равноправная командная работа, при которой все субъекты находятся в изменяющемся социокультурном контексте, позволит включить семью в процесс сохранения и укрепления, а в некоторых случаях, и коррекции здоровья ученика.

С позиций педагогов этого процесса ведущим обоснован образовательный аспект. Роль ученика рассматривается как постоянное участие в процессе обучения, воспитания, социального развития, что чаще всего приводит к новой организации образовательного процесса. Субъекты стремятся использовать новые знания. Эффективность педагогической эргономики становится последствием наиболее органичного синтеза взаимодополняющих аспектов специального знания, теории, инновационных методик и реально достигнутых результатов.

В позиции руководителей учреждений образования главным является деятельностный аспект. Субъекты процесса сохранения и укрепления здоровья обучающегося постоянно вовлекаются в различные ситуации (в образовательных учреждениях, медицинском учреждении, социальной службе, общественном объединении и т.п.). Именно руководитель образовательного процесса, выяснив потребность в тех или иных знаниях, может выступить организатором дополнительного обучающего курса для группы обучающихся, педагогов, родителей и т.п., на базе учреждения образования. Участникам образовательного процесса предлагаются те виды полезной деятельности, конечный продукт которых можно использовать в конкретных условиях. Через деятельность обучающиеся вовлекаются в процесс формирования и развития социальной жизни, активно участвуют в ней. Реализация инновационного проекта по внедрению модели организации образовательного процесса учащихся на принципах педагогической эргономики позволит систематизировать работу учреждения образования по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

Необходимыми условиями для эффективного внедрения принципов педагогической эргономики являются:

    достаточный квалификационный уровень педагогических работников учреждения образования;

    сотрудничество с учреждениями здравоохранения;

    достаточная материально-техническая и учебно-методическая база.

Алгоритм внедрения состоит из следующих этапов: подготовительный, цель которого - создать систему управления образовательным процессом, обеспечивающую эффективные условия для реализации инновационного проекта;

практический, цель которого - реализация модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики; обобщающий, цель которого -  анализ полученных результатов, оценка опыта работы.

       Необходимым условием подготовительного этапа являлась оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности, издание приказа по школе об инновационной деятельности, определяющего участников инновационной деятельности и функциональные обязанности, организация взаимодействия с научным руководителем проекта, другими участниками проекта.

        Второй этап включал организацию работы по выполнению планов инновационной деятельности, ведение дневников педагога-инноватора, самообразование по теме инновационной деятельности, сотрудничество с научным руководителем проекта, консультирование по инновационной деятельности, разработку дидактических материалов по освоению предметных знаний в соответствии с принципами педагогической эргономики

      На завершающем этапе были подготовлены аналитические отчеты по результатам инновационной деятельности, обобщен опыт работы, оформлены материалы, подготовлены методические рекомендации.

Критерии и показатели оценки эффективности процесса и результатов инновационной деятельности следующие: мотивация учения, включающая структуру мотивов учебной деятельности обучающихся по учебным предметам; учебные достижения обучающихся по учебным предметам, включающие уровень обученности обучающихся по учебным предметам; повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников, основанный на уровне компетентности педагогов в области педагогической эргономики, умении проектировать и проводить учебные занятия в соответствии с эргономичными требованиями;        умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья, основанные на умении и навыках по сохранению и укреплению здоровья, раскрепощенности психомоторной и речемоторной функций;         психофизиологическое здоровье обучающихся, определяемое уровнем тревожности, стрессоустойчивостью, агрессивностью, самооценкой, концетрацией внимания (степень утомляемости, продуктивность работы в начале и в конце дня);       физическое здоровье обучающихся, определяемое состоянием опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем, органа зрения;      удовлетворение образовательных запросов обучающихся, выраженное в удовлетворенности обучающихся процессом и результатами обучения, отношением педагогов, администрации, родителей обучающихся к нововведению.

   Мониторинг и коррекция деятельности образовательного процесса в условиях инновации заключался в организации проведения медицинского обследования узкими специалистами на начальном, промежуточном и заключительном этапах реализации инновационного проекта, позволяющая фиксировать положительную или стабильную динамику состояния здоровья обучающихся; психодиагностическая деятельность, позволяющая фиксировать положительную или стабильную динамику психо-физиологического здоровья обучающихся.

Анкета, опрос, внутренняя и внешняя экспертиза участников образовательного процесса, позволяющая выявить положительную или стабильную динамику удовлетворения образовательными запросами.

     На основе анализа данных, полученных в ходе мониторинговых измерений, сделаны следующие выводы: у учащихся сформировано осознание ценности своего здоровья, у родителей осмысление мотивов, потребностей, устремлений, установок в плане сохранения и улучшения здоровья своего ребенка. В результате инновационной деятельности наблюдается повышение профессионального уровня педагогов через создание системы ценностей педагогической эргономики учащихся.

Проводимые в ходе реализации инновационного проекта мероприятия для учащихся способствовали формированию положительной мотивации к учёбе, доверительных отношений с педагогами, развитию коммуникативных навыков, повышению самооценки, реализации личностных потребностей и интересов, что подтверждено проведённым опросом, в котором 100% учащихся удовлетворены качеством реализации инновационного проекта. 

Анализ результатов инновационной деятельности позволил сделать следующие выводы:

 Инновационная деятельность в учреждении образования является одной из важнейших составляющих работы педагогического коллектива, чем создаются конкурентные преимущества, высокая мотивация кадров и условия для повышения качества образования.

Получены положительные результаты по всем направлениям инновационной деятельности. Двухлетний опыт инновационнойработы подтвердил актуальность иценность темы для современного образовательного учреждения.

По итогам работы над инновационным проектом сформирована структура управления, система организации занятий учащихся. Созданы организационно-педагогические условия, обеспечивающие учащимся возможность индивидуализировать свое обучение и развитие.  Педагоги-инноваторы являются активными участниками научно-практических конференций, обобщают и распространяют свой опыт в выступлениях.  Все это обеспечило положительную динамику результатов инновационной деятельности. Возвращаясь к критериальным показателям ожидаемых результатов, необходимо отметить, что инновационный проект по заявленной теме остается актуальным, перспективным и результативным.

свернуть

Нормативно-правовая база проекта.

Нормативно-правовая база проекта.

 

Нормативно-правовыми документами для разработки проекта послужили:

1.       Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

2.       Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы: утверждена постановлением Совета Министров от 14 марта 2016 г. №200.

3.       Закон Республики Беларусь от 01 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи».

4.       Закон Республики Беларусь от 04 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

5.       Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования».

6.       Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 6 октября 2014 г. № 61 «Об утверждении правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом».

7.       Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82 «Об утверждении Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи».

8.       Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9 «Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы».

9.       Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 336 «Об утверждении Программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении», «Об утверждении Программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении».

10. Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 14 «Комплексное физкультурно-спортивное мероприятие «Урок футбола» («Час футбола») в учреждениях образования».

VII. Ожидаемые результаты.

1.       Сформированность у учащихся определенных знаний, умений и действий (в соответствии с образом выпускника у учащихся школы на каждой ступени обучения).

2.       Отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья основных участников образовательного процесса.

3.       Положительная динамика мониторинга уровня физической подготовленности учащихся.

4.       Положительная динамика охвата учащихся спортивно-оздоровительной досуговой деятельностью.

5.       Уменьшение доли учащихся с вредными привычками (от общего количества учащихся).

6.       Выпуск методических рекомендаций, брошюр с целью распространения опыта работы школы в направлении работы школы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса (не менее двух раз в год).

7.       Использование школьного сайта в активном режиме.

8.       Проведение на базе школы семинаров, акций, фестивалей с целью распространения и обмена опытом работы школы в данном направлении.

9.       Увеличение доли учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни

10.  Разработка собственной системы отличия участников волонтерских отрядов (флаг, отличительные значки, одежда).

11.  Разработка системы поощрения учащихся активно стремящихся к здоровому образу жизни.

свернуть

Школа - территория здоровья

Школа - территория здоровья

Для реализации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья в 17 учреждениях общего среднего образования Сморгонского района реализуется межведомственный информационный проект "Школа - территория здоровья", функцианируют школьные Службы здоровья. По результатам оценки, проведенной в 2019 году совместно со специалистами центров гигиены и эпидемиологии, медицинскими работниками, все учреждения осуществляют деятельность на II cтупени реализации проекта - "Школа, содействующая укреплению здоровья"

свернуть

Школа - территория здоровья

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ИНФОРМАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

ЦЕЛЬ: Создание  условий  для  формирования  личности - здоровой  физически,   психически,   духовно   и       социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению среды обитания.

ЗАДАЧИ:

- организация здоровьесберегающей образовательной среды;

- формирование благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах;

- повышение уровня знаний учащихся и их родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- реализация системы профилактических мероприятий, организация физкультурно- массовых мероприятий;

- оптимизация системы психологической помощи учащимся;

- повышение уровня знаний педагогов в вопросах охраны здоровья, оптимизации учебного процесса, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей;

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе   удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования;

- расширение    взаимодействия    школы,   родителей   и общества   в контексте       укрепления здоровья.

Информация

о реализации информационно-образовательного проекта «Школа – территория здоровья»

в Залесской средней школе Сморгонского района

  Ведётся комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников. При организации образовательного процесса соблюдаются гигиенические нормы и требования в соответствии с нормативными документами. Обеспечено проведение физкультминуток (в т.ч. с использованием музыкального сопровождения). Все учебные кабинеты обеспечены схемами зрительно-двигательных траекторий, учебными плакатами «Сиди правильно». В рекреации начальных классов для организации активного отдыха учащихся во время перемен проводятся динамичные перемены. Ежедневно проводится утренняя зарядка для учащихся начальных классов. Организованы факультативные занятия по программе «По ступенькам здорового питания» 2 класс, «Здоровый образ жизни» 6 класс. Организована исследовательская работа по теме здоровьясбережения. Были представлены исследовательские работы «Жить на свете хорошо, если в доме молоко?!» «Берегите зрение», «Еда полезная и вредная». Систематически, согласно плану работы УО, проводятся Дни здоровья и спорта, предусмотрены спортивные мероприятия в шестой школьный день, выставки рисунков, посвященных здоровому образу жизни. В учреждении образования обеспечен контроль за выполнением запрета курения табака в здании школы и на ее территории (проводятся рейды по территории школы, развешены таблички о запрете курения).

   В учреждении образования проводятся семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек для педагогов, учащихся и их законных представителей. Вопросы о состоянии здоровья заслушиваются на совещаниях при директоре 2 раза в год.

     Ведётся активная работа по благоустройству и озеленению пришкольного участка. 

   Осуществляется контроль за качеством организации питания, выполнения натуральных норм. Используется щадящий метод кулинарной обработки пищи при приготовлении блюд для учащихся. Строго соблюдается санитарно-противоэпидемический режим. 

свернуть