РУС БЕЛ ENG

Работа с родителями

Родительское собрание - одна из эффективных форм взаимодействия с родителями

 

Слово- ДЕЛО ВЕЛИКОЕ. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

                                                                                                                 Л. Н. Толстой.

 

Как же правильно подготовить и провести родительское собрание?

     По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

   Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников.

Тематические родительские собрания – это собрания, которые посвящены актуальной теме. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

    Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить результаты с теми, которые уже есть.

     Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа или начале сентября.

     Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.

     Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

 

Подготовка родительского собрания проводится в несколько этапов.

 

    1этап. Организация родительского собрания.

Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания. Завершает организационную часть – оформление классного помещения. Классное собрание лучше проводить за большим столом.

 

   2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания – предмет творчества педагога. Тем не менее, любое собрание должно включать 5 обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. С самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

   2. Ознакомление родителей с состоянием социально – эмоционального климата в классе.

Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой и т. д.) Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся. Необходимо быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

   3.Психолого – педагогическое просвещение.

Одна из важнейших задач классного руководителя – повышение уровня психолого- педагогической компетентности родителей.

   4.Обсуждение организационных вопросов состоит из двух составляющих:

отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

   5. Личные беседы с родителями.

      На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Классный руководитель должен стремиться обеспечить родителям чувство безопасности, дав понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь.

 

                               Правила поведения классного руководителя 

                                          на родительском собрании

 

 

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

 

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

 

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

 

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

 

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

 

Советы психологов

 

- Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

- Проводить собрания не более 1-1,5 часов.

- Самый приятный звук для человека – его имя. Хорошо иметь перед собой список с именами и отчествами родителей.

- Перед началом собрания объявить вопросы, которые будут обсуждаться на собрании.

- Начинать собрание с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

- Предупредить родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

- Поблагодарить всех, кто нашел время придти ( особенно отцов ).

- В личной беседе оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

- Довести до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

- Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

 

Не стоит:

- Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

- Давать негативную оценку всему классу.

- Переоценивать значение отдельных предметов.

- Избирать для общения назидательный тон.

 

В дневник классного руководителя

 

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

5. Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давать им возможность высказать свою точку зрения и мнение в ходе родительского собрания, а не после него.

6. Родительское собрание не должно быть длительным по продолжительности. Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность.

7. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.

8. Необходимо строго контролировать присутствие родителей на родительском собрании, выяснять причины пропуска родительских собраний.

9. Необходимо определить сроки индивидуальной встречи с родителями, которые отсутствовали по той или иной причине на собрании.

10. Готовясь к родительскому собранию, необходимо составлять программу и перечень вопросов для обсуждения.

Секреты успешного проведения родительского собрания

 

·                   Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

 

·                   Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

 

·                   Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

 

·                   При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

 

·                   Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.