РУС БЕЛ ENG

Рекомендации по созданию специальных условий при получении профессионального образования лицами с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидами

03.04.2024

 

Методические рекомендации по организации патронатного сопровождения выпускников с особенностями психофизического развития

Методические рекомендации по профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития

 

Рекомендации по созданию специальных условий при получении профессионального образования лицами с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидами
В Министерстве образования изучаются проблемы, с которыми сталкиваются лица с особенностями психофизического развития, в том числе инвалиды, при получении ими профессионального образования. Это связано с необходимостью повышения их социальноэкономического статуса в обществе. В последние годы вопросы формирования равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) и инвалидов во всех сферах тжизнедеятельности, в том числе, и в сфере профессионального образования, стали одним из приоритетных направлений социальной политики и деятельности Министерства образования.
Итоги зачисления последних пяти лет свидетельствуют, что абитуриенты с ОПФР, в том числе инвалиды, успешно участвуют в конкурсном отборе. Причем после снятия в 2008 году для данной
категории абитуриентов права на зачисление вне конкурса, показатель зачисленных в учреждения высшего образования (далее УВО) на обучение за счет средств бюджета не уменьшается.
Абитуриенты с ОПФР, в том числе инвалиды поступают нат юридические, медицинские и другие престижные специальности, где проходные баллы превышают 300 баллов.
Справочно. На начало 2014/2015 учебного года в 142 учреждениях образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования (далее – УССО), обучаются 385 учащихся из числа лиц с ОПФР и 937 инвалидов. В учреждениях высшего образования обучается около 1500 инвалидов.
На базе УО «Минский государственный колледж электроники» функционирует пока единственный центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с ОПФР и инвалидов.
Новой редакцией Правил приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь № 130 от 20.03.2014 (далее – Правила приема): сохранено за лицами, являющимися детьми-инвалидами, а также инвалидами I и II групп право участвовать в конкурсе на получение высшего образования в заочной форме получения образования за счет средств бюджета вне зависимости от того, работают они по профилю
избранной специальности или нет, а также поступать на платнуют заочную форму получения образования неработающим инвалидам;
установлена норма, позволяющая поступать на дистанционную тформу получения образования, а также подавать документы в приемную комиссию абитуриенту не обязательно лично, а по представлению доверенного лица;
введена норма, дающая право сотрудникам учреждений специального образования при поступлении на специальность ”Дефектология“ получать второе и последующее высшее образование в государственных учреждениях высшего образования за счет средств
бюджета. Абитуриенты с нарушениями слуха, зрения, функций опорнодвигательного аппарата, которым в соответствии с заключением центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации было рекомендовано обучение в учреждениях, реализующих образовательные
программы специального образования, при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по избранной специальности имеют право сдавать вступительные испытания в учреждениях среднего специального и высшего образования (без сдачи вступительных
испытаний в форме централизованного тестирования). Форма проведения вступительных испытаний определяется приемными комиссиями учреждений среднего специального и высшего образования с учетом особенностей психофизического развития абитуриентов. Преимущественное право на зачисление в УССО при равном общем количестве баллов в порядке перечисления имеют инвалиды I и II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, представившие при приеме
документов соответствующее удостоверение и заключение врачебноконсультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии о том, что им не противопоказано обучение по избранной специальности (направлению специальности). В соответствии с Новой редакцией Правил приема специальности высшего образования «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика»,
«Олигофренопедагогика» включены в Перечень педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются в УВО безт вступительных испытаний победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, а
также лица, награжденные золотой, серебряной медалью или
закончившие УССО с дипломом с отличием. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании государственная политика в сфере образования основывается на
принципах:
приоритета образования;
приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека,
гуманистического характера образования;
гарантии конституционного права каждого на образование.
Основными направлениями государственной политики для лиц ст ОПФР в сфере образования являются:
обеспечение доступности образования лицам с ОПФР в соответствии с их состоянием здоровья и познавательнымит возможностями на всех уровнях основного образования и при получении
дополнительного образования; создание специальных условий для получения образования лицами
с ОПФР и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
создание необходимых условий для удовлетворения запросов
личности в образовании, потребностей общества и государства в
формировании личности, подготовке квалифицированных кадров
Кодексом Республики Беларусь об образовании установлено:
назначение социальной стипендии инвалидам, кроме лиц,
инвалидность которых наступила в результате противоправных
действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического
опьянения, членовредительства, осваивающим содержание
образовательных программ среднего специального или высшего
образования, при неполучении учебной стипендии;
наполняемость учебной группы, в которой образовательный
процесс организован только для лиц с ОПФР, составляет от 6 до 12
студентов, курсантов, слушателей, учащихся;
наполняемость учебной группы, в которой образовательный
процесс одновременно организован для лиц с ОПФР и иных лиц,
составляет 20 студентов, курсантов, слушателей, учащихся из числа лиц
с ОПФР.
Специальные условия для получения профессиональнотехнического, среднего специального, высшего или дополнительного
образования лицами с ОПФР – условия, обеспечивающие создание
безбарьерной среды, доступ к информационно-коммуникационным
ресурсам путем предоставления обучающимся, которые являются
лицами с ОПФР, необходимых технических средств социальной
реабилитации, педагогической, медицинской, социальной и иных видов
помощи. Педагогическая, медицинская, социальная и иные виды помощи
лицам с ОПФР при получении ими профессионально-технического,
среднего специального, высшего или дополнительного образования
оказываются учреждениями образования при наличии заключения
государственного центра коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации (Постановление Министерства образования Республики
Беларусь от 16.08.2011 №233 «Об утверждении положения о центре
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании
утратившими силу некоторых нормативных правовых актов
Министерства образования Республики Беларусь») или справки об
освоении содержания образовательной программы специального
образования на уровне общего среднего образования (Постановление
Министерства образования Республики Беларусь от 13.06.2011 №33 «Аб
устанаўленні формы даведкі аб засваенні зместу адукацыйнай праграмы
спецыяльнай адукацыі на ўзроўні агульнай сярэдняй адукацыі».
Для обеспечения доступа лиц с ОПФР и инвалидов к
инфраструктуре учреждений образования для получения
профессионального образования необходимо:
обеспечение доступа к основным документам учреждения
образования в том формате, который удобен для них;
приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с
требованиями строительных норм и правил по обеспечению их
доступности;
приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей
движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических
помещений и прилегающих территорий;
оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными
устройствами с системой голосового оповещения и тактильными
указателями;
оснащение зданий и сооружений системами противопожарной
сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами,
информационными табло с тактильной информацией и др.;
комплектование библиотек специальными адаптивно-техническими
средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и
специальными аппаратами для их воспроизведения);
использование тактильных надписей, дублирующих номера этажей
на поручнях перил, лестничных маршах и на кнопках (или рядом с ними)
панелей управления пассажирскими и грузовыми лифтовыми кабинами;
номера кабинетов, учебных и других помещений с описанием их
наименований и возможных опасностей, размещаемых на особых
подставках, прикрепляемых на стенах возле дверей в коридорах зданий и
сооружений; номера кабинетов и предупреждение о воспрещении входа
посторонним в то или иное помещение, на ручках дверей, доступных
(досягаемых) для рук и др.;
наличие тактильных информационных материалов: брошюр,
листовок, ярлыков, размещаемых в свободном публичном доступе в
местах, досягаемых для инвалидов по зрению;
наличие направляющих рельефных и контрастных тактильных
указателей: напольные в коридорах зданий; ограничивающие тактильные
и контрастные полосы в помещениях перед дверными и лифтовыми
проёмами, колоннами;
5
обустройство поручней, направляющих и ограждающих, на путях
следования при эвакуации, в помещениях (в коридорах зданий, имеющих
на поверхностях стен, на путях следования нависающие, выступающие
конструкции и сложные рельефы-углубления, углы наклона
поверхностей стен);
создание масштабированных рельефных моделей плана зданий
сооружений и карт местностей, дающих возможность осуществления
ориентировки и навигации по ним с отражением путей эвакуации в
случаях ЧП и пожаров;
обозначение предупреждающей контрастной окраской крайних
(первой и последней) ступеней уличных лестниц, лестниц подземных
переходов, эскалаторов, лестничных маршей зданий и сооружений;
оборудование бордюра, разграничивающего проезжую часть или
зону зелёных насаждений от пешеходной части улицы;
проведение специальных тренингов для сотрудников и
обучающихся на темы уважения различий, равенства и особенностей
работы с лицами с ОПФР.
Обучение лиц с нарушениями зрения осуществляется с
использованием тифлотехнических средств, специального оборудования
при соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации
образовательного процесса для данной категории лиц. Обучение
незрячих осуществляется на основе рельефно-точечной системы Брайля,
слабовидящих – по учебным пособиям, изданным увеличенным
шрифтом. Обучающиеся с нарушениями зрения нуждаются в большей
степени в использовании наглядного материала в процессе обучения.
Сложные для понимания темы должны быть снабжены схемами,
диаграммами, рисунками, компьютерными презентациями и др.
Для обеспечения эффективного обучения лиц с нарушениями
зрения необходимо обеспечить поступление информации по сохранным
каналам восприятия. Концентрация внимания на анализе информации,
полученной только по одному каналу восприятия (например, только
слухового или только осязательного), не может создавать у лиц с
нарушениями зрения полного образа предмета или образа
производственной операции. Это, в свою очередь, приводит к снижению
точности выполнения учебной или трудовой деятельности.
Для успешного усвоения материала лицами с нарушениями зрения
важно уточнение образов, показ значимости информации для
последующей трудовой деятельности. Кроме того, им требуется большее
количество повторений и тренировок. Необходимо предоставлять
возможность использовать звукозаписывающие устройства и
компьютеры во время занятий. При работе на компьютере следует
использовать принцип максимального снижения зрительных нагрузок.
6
Все записанное на доске должно быть озвучено. Пособия для лиц с
нарушениями зрения должны быть не только наглядными, но и
рельефными.
Лиц с нарушениями зрения необходимо обеспечить столами с
матовой поверхностью, с регулятором наклона, книгодержателями,
лупами, настольными лампами с жестким закреплением, учебниками и
учебными пособиями, напечатанными на основе рельефно-точечной
системы Брайля, записями лекций на электронных аудионосителях;
электронными речевыми информаторами, указателями с увеличенными
размерами надписей, дублированием на основе рельефно-точечной
системы Брайля.
Обязательно покрытие контрастными, рельефными,
противоскользящими материалами проступи первой и последней
ступеней лестничного марша при входе и внутри зданий, установка
синхронного звукового оповещения в лифтах, удлинение поручней на
лестничных сходах для комфортного и безопасного передвижения,
опасные места должны иметь ограждения и ограничительные бортики у
пандусов и лестниц, необходимо наличие перил и пандусов с двух
сторон. Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. На дверях
кабинетов таблички должны быть сделаны крупным шрифтом
контрастных цветов, при необходимости - дублировать шрифтом Брайля.
Необходимо предусматривать разнообразное рельефное покрытие полов.
Обучение лиц с нарушением слуха осуществляется с
использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и
индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих
передачу учебного материала и другой информации на зрительной
основе, сурдоперевода. Особую роль играют видеоматериалы.
Предъявляемая видеоинформация может сопровождаться субтитрами
или сурдопереводом. Причем видеоматериалы особенно помогают в
изучении процессов и явлений, поддающихся видеозаписи, а анимация
может быть использована для изображения различных динамических
моделей, не поддающихся видеозаписи процессов и явлений. Анимация
может сопровождаться гиперссылками, комментирующими отдельные
компоненты изображения. Также важную обучающую функцию
выполняют компьютерные модели и конструкторы, компьютерный
лабораторный практикум. Создание текстовых средств обучения для лиц
с нарушением слуха требует обязательного участия специалистадефектолога, контролирующего для них развитие словарного запаса. Для
лучшей ориентировки в аудитории следует установить лампочки,
оповещающие о начале и конце занятия. Лиц с нарушением слуха лучше
сажать за первые столы, места для неслышащих могут быть оборудованы
7
звукоусиливающим оборудованием коллективного и индивидуального
пользования.
Лицам с нарушением слуха необходимо обеспечить
сурдоперевод, тьюторинг, записывание учебного материала,
применение современных специальных сурдотехнических устройств,
технических средств обучения. Возможно оборудование
мультимедийных аудиторий.
При обучении лиц с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата (далее – ОДА) необходимо обеспечить
беспрепятственный доступ в учреждения образования: отсутствие
преград (сужений, ступеней, порогов), установку специального
оборудования (сантехническое, лифты, дверные приспособления,
пандусы, в случае отсутствия пандуса лестница дублируется
подъемником в виде платформы, перемещаемой вертикально, наклонно
или вдоль лестничного марша). Предусмотреть организацию специально
оборудованных учебных мест, оснащенных подходящей (удобной)
мебелью, т.е. обеспечить возможность самостоятельного уверенного
сидения. Для предупреждения асимметрии тела необходим правильно
подобранный стул. Он должен иметь дополнительные съемные
приспособления: подлокотники, регулируемую подножку, при
необходимости фиксатор головы и др.; стол (парту) можно адаптировать
с помощью небольших бортов по периметру, либо применить
антискользящую салфетку, предотвращающую соскальзывание учебных
принадлежностей. Необходимо дополнительное техническое оснащение
учебных и производственных помещений, библиотек. Следует
предусматривать возможность обучения по дистанционной форме
получения образования.
Человек с нарушениями функций ОДА ежедневно сталкивается с
преградами и препятствиями, преодоление которых несет угрозу
безопасности при входе (выходе) в (из) дом(а); при входе (выходе) в (из)
лифт(а) и спуске по ступенькам; при посадке (высадке) в (из) автобус(а)
или автомобиль(я); при подходе к учреждению образования,
преодолении бордюров, ступеней, при подъемах по пандусам; при
посещении санузла, столовой. В данных ситуациях необходимо
организовать сопровождение посредством развития волонтерского
движения.
Все категории лиц с ОПФР нуждаются в поддержке со стороны
сотрудников учреждений образования, обеспечивающих получение
профессионально-технического, среднего специального и высшего
образования. При отсутствии в данных учреждениях образования
центров социальной и профессиональной реабилитации, специальных
отделений, консультативных пунктов необходимо определить
8
сотрудников, к которым могут обращаться лица с ОПФР при
возникновении любых затруднений.
В целях совершенствования профессионального образования лиц с
ОПФР необходимы следующие меры:
совершенствование научно-методического обеспечения получения
профессионального образования лицами с ОПФР;
совершенствование учебно-методического обеспечения
профессионального образования лиц с ОПФР (разработка учебных
программ, учебных пособий, сборников дидактических материалов,
обучающих программ, тренажеров и др. для использования в практике
обучения лиц с нарушением слуха и др.);
открытие центров социальной и профессиональной реабилитации
инвалидов, специальных отделений, консультативных пунктов в
учреждениях среднего специального и высшего образования.
Применение этих и других мер и мероприятий в учреждениях
профессионального образования позволит выполнить требования
Кодекса Республики Беларусь об образовании, будет способствовать
более полному включению в образовательный процесс лиц с ОПФР, в
том числе с инвалидностью, развитию инклюзивного образования данной
категории лиц.